ДЕТИ И ДЕТСТВО В ИСТОРИИ КУЛЬТУРЫ: СОВРЕМЕННЫЕ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ
155 Рассмотренные выше личные дневники следует отнести к «детским тек- стам о себе» (понятие А. А. Сальниковой) 1 . Нарративы реконструируют субъ- ективный повседневный мир школьниц: событийный ряд, эмоциональные пе- реживания, ежедневные практики. Однако в одной записи зафиксирован факт из политической жизни страны. Так, в одном из дневников лист сложен в фор- ме треугольника и подписан «Секрет», открыв его, можно прочесть следующее: «Борис Николаевич Ельцин отказался от льготы бесплатно ездить в обществен- ном транспорте в пользу детей». На факт фиксации девочками какой-либо значимой для себя информации извне (услышанной или прочитанной) указывают не только дневниковые запи- си. В ходе поиска «детских текстов» 1980–90-х годов одна из девушек, чье школьное детство приходилось на 1990-е гг., предоставила написанную от руки тетрадь, на обложке которой имелась запись «Бойцовский клуб». Она пояснила, что так назывался один из художественных фильмов, а записи в тетради (30 пронумерованных утверждений) – это законспектированные выражения героев фильма. В детстве она записывала их, чтобы запомнить и в последующем упо- треблять в повседневном общении с друзьями, так как в компании было приня- то так выражаться («Мир скоро пойдет ко дну! Так что пора плюнуть на все», «Самосовершенствование – это онанизм», «Носить как у коров в Индии») 2 . Прочтение и интерпретация рассмотренных текстов, созданных школьни- цами, позволяет прийти к выводу, что данные разновидности «детских текстов» являются весьма ценными источниками познания субкультуры детства, так как позволяют выявлять составляющие детской повседневности, опираясь на прак- тики и нарративы самих детей. Результаты поиска детских текстов и их анализа показали, что в 1990-е гг. в повседневной жизни девочки-школьницы продолжали создавать «традицион- ные» жанры рукописной культуры (анкеты, дневники, гадалки, песенники) 3 . Однако в этих текстах стали отражаться новые предпочтения, игровые практи- ки, элементы повседневного языка коммуникации детей, сформированные под воздействием социально-экономических и культурных перемен 1990-х гг. Библиография Алексей С. Школьное детство: Транскрипт текста интервью // Личн. архив А. С. Ляшок. – Краснодар, 2011. Дневник Елены Б. // Личн. архив А. С. Ляшок. Дневник Ирины В. // Личн. архив А. С. Ляшок. Ольга Б. Школьное детство: Транскрипт текста интервью // Личн. архив А. С. Ляшок. – Васюринская, 2011. Тетрадь «Анкета»: [Полная цифровая (фото)копия] // Личн. архив А. С. Ляшок. Тетрадь «Бойцовский клуб»: [Полная цифровая (фото)копия] // Личн. ар- хив А. С. Ляшок. 1 Сальникова А. А. Российское детство в XX веке: История, теория и практика исследования. Казань, 2007. С. 213. 2 Тетрадь «Бойцовский клуб» // Личн. архив А. С. Ляшок. 3 Борисов С. Б. Мир русского девичества… С. 343.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=