ДЕТИ И ДЕТСТВО В ИСТОРИИ КУЛЬТУРЫ: СОВРЕМЕННЫЕ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ

15 цесс не просто «немного шире» обычного, он – совершенно иной, абсолютно новаторский, но, к сожалению, он остался в целом не замечен и почти не развит историками образования. Возможно, это случилось потому, что «древние циви- лизации» сегодня не привлекают к себе широкого внимания исследователей. В чем же новаторство – спросите вы? В том, что изучение «ученичества» отодвигает в сторону монополию идеи о том, что образование равно слову «школа», что «школа» есть единственная форма образования. Эта проблема выходит далеко за рамки «древних цивилизаций»: Виталий Григорьевич справедливо отмечал, что хотя школа зародилась еще в античности, но «от- носительно массовой формой обучения даже в развитых Западных странах она (т. е. школа – О.К.) становится лишь со второй половины ХIХ или даже первой половины ХХ веков. До этого она находилась в своего рода “мень- шинствеˮ по сравнению с другими видами и путями обучения» 1 . Вот эти «другие виды обучения» (которые, действительно, были в большинстве) и остаются за рамками литературы по истории образования. Недавно ко мне обратилась коллега-историк, занимавшаяся биографией одного российского ученого, родившегося в последней четверти XIX в. в обычной дворянской семье. У нее возник вопрос – почему ее герой поступил сразу в 6-ой класс гимназии, а где же он учился до этого? Иначе говоря, даже для историков знание того, что дети дворян в России, как правило, учились дома с домаш- ними учителями, не является общеизвестным. Школа, и даже университет, расценивались в ХIХ в. как формы образования для людей малосостоятель- ных, они не были престижны вплоть до революции 1917 г. Я кратко остановлюсь на двух аспектах, которыми Виталий Григорьевич Безрогов специально не занимался, но которые на основе его идей об учениче- стве приобретают новое звучание. Во-первых, это проблема образования в Рус- ском средневековом государстве. В скудной историографии рассматриваемого вопроса доминирует такой же подход к средневековой системе обучения, что и к истории Нового времени, – рассмотрение древнерусского образования с точки зрения получения научной системы знаний в определенных образова- тельных институтах. Однако тут исследователи сталкиваются с большим за- труднением: они не могут найти древнерусские источники, опираясь на кото- рые можно описать реалии образовательной системы, хоть в какой-то степени похожей на современную. В ней должны иметь место школы, учебные предме- ты, учебники, учительство, а также педагогические сочинения. К их поиску прилагается много усилий, потому что признать тот факт, что в средневековой Великороссии в отличие от Западной Европы школ НЕ БЫЛО, равно тому, что- бы признать ее страной совершенно невежественной. Отсюда в историографии сложилось два направления. Первое утверждает отсутствие на Руси всякого образования, сравнимого с Западной Европой. Это направление восходит еще к запискам иностранцев XVI–XVII веков, для кото- рых понятие образования крепко связывалось со знанием латыни и латинскими школами. Его последователи исходят из того, что эталоном образования, «ис- 1 Безрогов В. Г. Традиции ученичества… С. 9.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=