ДЕТИ И ДЕТСТВО В ИСТОРИИ КУЛЬТУРЫ: СОВРЕМЕННЫЕ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ

149 были модны песни. Это 1986 год. Мы записывали все, все песни, все слова. И к нам в шестом классе по-моему пришла девочка, она откуда-то приезжая, в пятом или в шестом. В пятом классе она пришла. Мы с ней два года отучились. И она пришла, вообще принесла с собой в школу целую такую общую тетрадь 96 листов, исписанную вот этими всеми песнями. «Зимний сад» тогда Глызин это пел… Вот это всё, всё, всё. Они только были написаны, только были испол- нены и … Тут она приходит и у неё в тетради все эти песни. Я помню, мы с Аней выпросили у неё тетрадь. Она дала переписать всё. Все переписали себе. Выучи- ли слова. Все интересовались. Пели. Ну опять же, в тесном узком кругу» 1 . Вторым анализируемым источником стала рукописная тетрадь под назва- нием «Гадалка для друзей», которая попала в мой архив в результате публично- го объявления о поиске и сборе «детских текстов» 1980-х – 90-х гг. Она была предоставлена молодой девушкой, ныне студенткой. Эта тетрадь велась ею в подростковом возрасте (конец 1990-х и начало 2000-х гг.). Данная тетрадь со- ставила для нас большую ценность, так как явилась «чистым» образцом жанра «девичьей гадалки», описанной С. Б. Борисовым при изучении мира русского девичества 70–90-х гг. XX века 2 . В структурном отношении тетрадь состоит из целого ряда способов гадания и примет. Знакомство с записями позволяет увидеть, что все содержащиеся в них смыслы относятся только к девочкам и затрагивают вопросы любовных пережива- ний. О первом сообщает приклеенная на обложку надпись на английском языке – «GIRL», второй смысл обозначен уже на первой станице: перед глазами читателя предстает рисунок, изображающий черное сердце, пронзенное красной стрелой. Данный символический рисунок встречается и на других страницах тетради, но уже с измененной цветовой гаммой: красное сердце, пронзенное черной стрелой. Весь текст в «Гадалке для друзей» написан от руки и сгруппирован. Назва- ние каждого нового гадания пронумеровано и подчеркнуто красной линией, что, по-видимому, позволяло девочкам быстро сориентироваться в текстовом пространстве и найти подходящий на данный момент способ гадания. При этом названия гаданий сформулированы по-разному. Так, один из способов гадания в заголовке содержит аббревиатуру Ф.И.О. Знакомство с сутью гадания позво- ляет понять, что знаковость в данном случае имеют первые буквы фамилии, имени и отчества того человека, на которого хотят погадать. Другие написан- ные в тетради способы гадания отвечают на вопросы о любви, при этом указы- вается на знаковость дня знакомства и даже физиологического состояния орга- низма (икоты, боли в животе, температуры, почесывания носа, а также споты- кания, слёз и смеха): юноша с фамилией на А – терпеливый, познакомиться в четверг – к разлуке, икнуть в пятницу – тебя вспоминают родители, болит жи- вот в субботу – получишь письмо и т. д. Некоторые гадания предполагали ряд действий для получения знакового числа: для этого в одних случаях следовало ответить на вопросы, в других – 1 Ольга Б. Школьное детство: Транскрипт текста интервью // Личн. архив А. С. Ляшок. Ва- сюринская, 2011. С. 36. 2 Борисов С. Б. Указ. соч. С. 255.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=