ДЕТИ И ДЕТСТВО В ИСТОРИИ КУЛЬТУРЫ: СОВРЕМЕННЫЕ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ

148 Первым анализируемым источником стала общая тетрадь с разного рода записями. В мой личный архив она была передана женщиной 1976 года рожде- ния, и, по замечаниям владелицы, велась ею в школьные годы (вторая половина 1980-х гг.). Об этом, в частности, свидетельствуют также вложенные календар- ные листочки, датируемые мартом и апрелем 1988 года. Репертуар текстов тетради разнообразен. Записи открываются текстами пе- сен: «Мальчик», «Кис-кис, мяу», «Три белых коня», «Облака», «Электричество», «Букет» и т. д. Далее тетрадь содержит раздел с гаданиями. Каждая «Гадалка» пронумерована. Содержательно они касаются вопросов симпатии между маль- чиками и девочками, событий, которые могут произойти в ближайшем будущем. Первые три «гадалки» носят характер «вопрос-ответ»: на листе представлен пе- речень вопросов (от 17 до 26), на которые следует ответить «да – нет», на следу- ющих страницах содержится расшифровка в зависимости от выбора. В тетради также имеются две так называемые «Чихалки», они отличаются логикой гадания. В первой «Чихалке» знаковостью обладает время чихания. Приведены временные интервалы с 6.00-6.30 до 23.30-24.00. и краткие коммен- тарии к ним, сообщающие информацию разного содержания: о предстоящих событиях в жизни гадающей школьницы (например: «7.00-7.30 – получишь ин- тересное письмо!», «16.30-17.00 – телефонный разговор» ) ; о физическом и мо- рально-психологическом состоянии в ближайшем будущем ( «6.30-7.00 – скоро заболеешь», «7.30-8.00 – будешь счастлива через семь дней»). Во второй «Чи- халке» знаковостью обладает не только время (приведены иные временные ин- тервалы), но и дни недели. К примеру, чихание во временном интервале 6–7 ча- сов утра в разные дни имеет отличные значения: «понедельник – кто-то придет к тебе», «вторник – нравишься мальчикам», «среда – будешь радоваться», «чет- верг – тебя ждет весёлый вечер», «пятница – ты будешь счастлива», «суббота – от хочет познакомиться», «воскресенье – весёлый день». Далее в тетради следует раздел под названием «Сонник». Записи располо- жены в алфавитном порядке. Завершается тетрадь несколькими стихотворени- ями без авторов и азбукой Морзе. Все вышеупомянутые материалы были напи- саны от руки и красочно оформлены. Однако в тетради имелись также вложен- ные вырезки из газет и журналов: фотография музыкальной группы «Ласковый май», фотоснимок девушки из журнала «Шпигель», вырезки напечатанных стихов, литературной пародии. Таким образом, данный источник представляет собой сочетание несколь- ких жанров рукописной культуры девочек-школьниц: песенника и рукописного альбома. Следует отметить, что материалы глубинных интервью, проведенных мною, показали, что коллекционирование песен являлось примечательной практикой школьниц 1980–90-х гг. Сбор песен осуществлялся посредством со- здания специальных песенников – рукописных тетрадей, в которые девочки ак- куратно записывали тексты песен и красочно оформляли их. Ведение и посто- янное обновление такой «заветной» тетради считалось неотъемлемым элемен- том повседневных дел девочки. Если она стремилась активно участвовать в коммуникации со сверстницами, то песенник служил хорошим поводом для установления новых знакомств: «Были песенники. «На недельку, до второго»

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=