ДЕТИ И ДЕТСТВО В ИСТОРИИ КУЛЬТУРЫ: СОВРЕМЕННЫЕ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ

147 нятие С. Б. Борисова) разнообразны: анкеты, рукописные журналы, дневники, «пожеланники», гадалки, альбомы, песенники 1 . Отличительной особенностью этих текстов является то, что все они создаются самими детьми в практиках повсе- дневного взаимодействия и характеризуются преемственностью жанровых тради- ций от старших детей к младшим. Анализируемые тексты были собраны в резуль- тате поиска документальных «следов» культуры детской повседневности 1980–90-х гг.: текстов-первоисточников, фотоснимков, предметов материальной культуры детства, воссоздающих вербальные, визуальные и вещно-предметные контексты изучаемой культуры. В результате исследования были собраны следующие разно- видности «детских текстов», созданных девочками-школьницами: песенник; запол- ненная от руки тетрадь под названием «Гадалка для друзей»; «Альбом для девоч- ки»; две рукописные анкеты; три личных рукописных дневника; рукописная тет- радь под названием «Бойцовский клуб»; рукописная тетрадь под названием «Тет- радь для работ по стихотворениям Л. Елены» (личные стихи автора). Найденные нами типы записей, с нашей точки зрения, являются не просто вербально-визуальными текстами, но и определенного рода сообщениями: есть отправитель – ребенок, создающий этот текст, и получатель – другие дети (в случае взаимного обмена «Анкетами для друзей», «Гадалками для друзей») либо он сам (ведение личных дневниковых записей). Согласно теории Ю. М. Лотмана о моделях коммуникации в системе культуры, в первом случае направление передачи сообщения носит характер «Я – ОН», во втором – «Я – Я» 2 . Задача исследования состояла в том, чтобы изучить природу бытования рассматриваемых текстов, их функций в коммуникации внутри детского сооб- щества и субъективных значений в жизни отдельного ребёнка. Представляется важным уточнить, что, когда исследователь приступает к прочтению «детских текстов», то для него они тоже становятся своего рода сообщениями, но уже другого порядка: описания мира значимых для детей со- бытий повседневной жизни, вещей, практик, идей языком самих детей. Исходя из этого, «детские тексты» становятся структурами кристаллизации детской субкультуры. Анализ показал, что фактура «детских текстов» – сочетание вер- бального и визуального ряда – позволяет относить их к креолизованным тек- стам 3 . Помимо вербальной информации в них значительное место занимают паралингвистические средства передачи информации (рисунки, фотографии, карикатуры, вырезки из журналов, наклейки и т. д.). Эти средства являются са- мостоятельными носителями информации, отражают те ценности, смыслы, знания, эмоции, которые важны для детей. Была поставлена цель, понять, как тексты школьниц конструируют фено- мен повседневности девочек в социокультурном контексте 1980–90-х гг. Ана- литическое прочтение и интерпретация собранных «детских текстов» позволи- ли увидеть следующие горизонты культуры детской повседневности. 1 Борисов С. Б. Мир русского девичества: 70–90-е годы XX века. М.: Ладомир, 2002. С. 255. 2 Лотман Ю. М. Семиосфера. СПб.: Искусство, 2000. С. 165. 3 Анисимова Е. Е. Лингвистика текста и межкультурная коммуникация: (На материале крео- лизованных текстов). М.: Академия, 2003. С. 8.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=