ДЕТИ И ДЕТСТВО В ИСТОРИИ КУЛЬТУРЫ: СОВРЕМЕННЫЕ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ
146 ло. Большинство журналов издавались в виде одного-двух выпусков, но, если жур- нал выходил достаточно долго, это требовало средств. Рожков А. Ю. Очень интересно – мне финансовый вопрос на страницах школь- ных изданий не попадался. А почему, говоря о журналах, Вы сосредоточились на процессе формирования мировоззрения? Лярский А. Б. Мне был интересен такой момент: человек, который начинает работать с журналом, не просто пишет тексты, он попадает в структуру социальных взаимодействий, в «машину» выработки мировоззрения. Он в ней крутится, и хочет он или не хочет, это накладывает на него отпечаток – примеры не единичны. Очень интересно, когда люди, пытаясь выразить свои мысли на странице журнала, начи- нают воспроизводить, а, следовательно, и усваивать определенные схемы. Понятно, что рассуждения у этих детей бинарные: мир довольно четко делится на индиффе- рентных и активистов, на носителей правильного мировоззрения и неправильного. Правда, может быть еще триада: «болото», активисты и консерваторы. Но послед- ние в представлении школьников настолько мерзкие, что о них и говорить-то не сто- ит. В контексте конкретной эпохи мы понимаем, что именно эти дети станут борцами, станут участниками революционных движений, особенно дети из Введенского учи- лища. Мы понимаем, что сама выработка этих бинарных позиций в мозгу происхо- дит, например, при создании текста журнала – когда точно знаешь, что это прочтут твои одноклассники, и поэтому ты должен написать то, что они поймут, что выразит и тебя, и твои мысли, и они примут эти мысли… Обухов А. С. С точки зрения социальной психологии, если вы хотите узнать ситу- ацию в обществе – спросите у подростков, именно они в наибольшей степени выража- ют актуальные общественные настроения. Так вот, поляризация мышления – не просто ли это отражение того социального контекста, в котором эти ребята существовали? Лярский А. Б. Видите ли, в чем дело – я не очень понимаю, что значит «просто отражение». Если это отражение проживается и осваивается? Дело не в источниках идей, на мой взгляд. А в том, насколько они усваиваются. А на примере школьного журнала, мы видим, как это усваивается и проживается. Это очень отчетливо видно в ситуации 1917–1918 года. В коммерческом училище противником большевиков был мальчик по фамилии Чернов – сын знаменитого эсера Чернова. А кто был сто- ронником большевиков? Мальчик по фамилии Боссе. Установить его связь со зна- менитым анархистом не удалось, но скорее всего, это один из его сыновей. В каком- то смысле это отражение, но отражение проживаемое и усвоенное. Именно поэтому Чернов потом сгниет в ссылке, а Боссе, судя по его письму, окажется комиссаром одного из красноармейских полков. Это то, что ты осваиваешь, отстаивая. Отстаивая в борьбе с одноклассниками, присваивая – от слова «свое»... А откуда это берется? Конечно, они не выдумывали это, но они это проживали. А. С. Кучер Краснодарский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями (Краснодар) «ДЕТСКИЕ ТЕКСТЫ» ШКОЛЬНИЦ 1980–90-х гг. И ИХ РОЛЬ В КОНСТРУИРОВАНИИ КУЛЬТУРЫ ДЕТСКОЙ ПОВСЕДНЕВНОСТИ В данной статье представлены результаты интерпретации «детских тек- стов» школьниц 1980-х – 1990-х гг. Жанры рукописной культуры девочек (по-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=