ДЕТИ И ДЕТСТВО В ИСТОРИИ КУЛЬТУРЫ: СОВРЕМЕННЫЕ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ

145 Хелльбек, Й. Революция от первого лица: Дневники сталинской эпохи / Й. Хелльбек. – М.: НЛО, 2017. ОБСУЖДЕНИЕ Обухов А. С. Мне было очень интересно Вас слушать: я последние лет трид- цать занимаюсь практикой школьных СМИ, моя коллега Татьяна Борисовна Михай- лова тридцать лет ведёт конкурс школьных изданий. Надо сказать, очень многие вещи, проблемные для ребят дореволюционного периода, абсолютно идентичны с современностью. У меня такой вопрос. Очень важен момент бытования этих журналов. Чья была инициатива их создания? насколько она поддерживалась, по- давлялась или вообще никак касалась взрослых, прежде всего учителей? В какой мере журнал был автономным или сопряженным с учительством? Это можно как-то понять по текстам? Лярский А. Б. Само наличие школьных журналов было связано с политикой администрации конкретного учебного заведения. Начиная с 1894 года, вышло спе- циальное постановление Министерства, которое не запрещало издание журналов в учебных заведениях. Не разрешало, но и не запрещало, и была большая полемика по этому поводу. Кстати, Иннокентий Анненский принимал участие в этой полемике и был против того, чтобы дети издавали журналы: мол, всякую чушь пишут, лучше бы Гомера читали. Поэтому многое зависело от политики школьного начальства. В одном учебном заведении – в 8-классном коммерческом училище, начальство очень лояльно относилось к такой деятельности. Дети могли писать, останавливае- мые только самоцензурой. А во Введенском училище, где был режим чрезвычайно жёсткий, и после 1907 года начали закручивать гайки, там все это преследовалось. Напомню, что любые организации, неподконтрольные администрации, в школах бы- ли запрещены. А журнал – это организация, и в этом большая проблема. Руковод- ство училища преследовало журнал, и он фактически выходил подпольно. Но инте- ресно, что содержательно разница между этими изданиями только в наличии псев- донимов. В коммерческом училище псевдонимов не было, авторы подписывались фамилиями и боялись разве что насмешек. А во Введенском училище были посто- янные псевдонимы – чтобы, если начальство изымет журнал, оно не могло отсле- дить, кто это написал. Но в темах нет разницы, в интонациях разницы нет, в волно- вавших их практиках разницы нет. Т.е., все зависело от школьной администрации. Но, несмотря на разницу «режимов» и отношения взрослых к журналам, к тематике это не имело никакого отношения. Рожков А. Ю. Те журналы, с которыми Вы работали, они, как правило, являлись рукописными или печатались? Как они распространялись среди учебных классов? Лярский А. Б. Это был и гектограф, и переписывание. Но независимо от того, как тиражировались журналы, это требовало изрядных затрат. На обложках часто написано, сколько они стоили: 2 копейки, 3 копейки, если журнал с иллюстрациями, то и 5 копеек, если размножен на гектографе, то и 10 копеек иногда. Распространя- лись журналы интересными способами: можно было получать журнал по подписке, но это редкий случай. Можно было в самой школе покупать у редактора. В отдель- ных случаях – если журнал издавался легально – редакция вставала на лестницах и уговаривала детей купить журнал или газету, потому что нуждались в средствах для дальнейшего тиражирования. А там , где издания существовали подпольно – например, во Введенском училище – журнал мог распространяться в диссидентских кругах. О нем знали либерально настроенные взрослые, и он передавался из рук в руки. Выдержки из этого журнала даже цитируются в книге Дианина о революцион- ной молодежи. Но не зависимо от способа распространения, это всегда что-то стои-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=