ДЕТИ И ДЕТСТВО В ИСТОРИИ КУЛЬТУРЫ: СОВРЕМЕННЫЕ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ

143 «Да, мы стоим на берегу, мы – идейные эмигранты, а вот и потусторонние, а мимо нас несется неудержимо стремительный поток. Вода все выше и выше возвышается, все ближе и ближе подходит к нам… И топчемся мы на берегу, выбирая сухое место, и ждем! Чего мы ждем? Есть ли у нас… картина, которая манит нас новыми, свежими красками? Нет, но у нас есть картины прошлого, много картин – целый альбом. И вот мы усаживаемся в кружок и перелистыва- ем страницы драгоценного (родного каждому из нас «родового») альбома. И нам не так уж тяжко здесь… Мы, конечно, можем сказать и совершенно мо- жет быть правильно сказать вопросом: «Ну а у тех, которые несутся с потоком, какой исход?». Да, пожалуй, там тоже очень мало положительного, но там есть бездна возможностей. Там есть основа положительная, которая выросла исто- рически – борьба за права обесправленных классов. Пусть неприглядна эта борьба, пусть много грязных рук потянулось к власти… Но вот смерть вождя породила культ его. Вот тут уже и созидание, начиная от внешних проявлений, форм («уголки Ленина» и т. п.) и кончая стремлением (сознательным и полусо- знательным) найти, установить положительные основы мировоззрения, кото- рые вдохновляли его на страшную борьбу, разжигали неугасимое пламя его энергии, постоянство, твердость шагов на трудном и далеком пути. А может быть, да и не только может быть, а твердо верю – едва ли не знаю, что здесь то вот, на стремлении открыть эти положительные основы, столь цельно постро- енной жизни человеческого духа, столь стихийно сильного и неудержимого стремления, на этом пути и найдем мы исход для приложения юных сил и творческих порывов» 1 . После революции организатор ВВКУ П. Герман сотрудничал с властью, работал, пока ему позволяло здоровье, директором трудовой школы, хотя в 1917 году был противником большевиков. Как видно, Н. Я. Мандельштам права – в его записке есть как осознание одиночества и оторванности, так и признание силы мировоззрения победителей. Таким образом, культурная практика, распространенная в XIX веке и при- знанная нормативной в интеллигентных слоях общества, не только была само собой разумеющимся признаком слоя до революции, но и стала активной дей- ствующей силой после 1917 года. Библиография Отдел рукописей Российской национальной библиотеки (ОР РНБ). – Ф. 1091. Российский государственный архив литературы и искусства (РГАЛИ). – Ф. 1345. Центральный государственный исторический архив Санкт-Петербурга (ЦГИА СПб). – Ф. 2189. Балабанович, Е. З. Журнал «Порыв»: (Новые материалы для биографии Маяков- ского) / Е. З. Балабанович // Изв. ОЛЯ АН СССР. – 1956. – Т. XV. – Вып. 3. – С. 260–264. Балашова, Ю. Б. Школьная журналистика Серебряного века / Ю. Б. Бала- шова. – СПб., 2007. 1 ОР РНБ. Ф. 1091. Д. 74. Л. 11–14.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=