ДЕТИ И ДЕТСТВО В ИСТОРИИ КУЛЬТУРЫ: СОВРЕМЕННЫЕ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ

142 Подведем итог. Школьная журналистика предстает как специальный соци- альный механизм, с помощью которого его создатели надеялись «выработать» в себе мировоззрение. В этом стремлении школьники выступали наследниками традиции русской интеллигенции 40-х годов XIX века. Люди «40-х годов», прежде всего так называемые «западники», позаимствовав из немецкой фило- софии понятие «мировоззрения», интерпретировали его в качестве символа и двигателя прогресса и напрямую адресовали его молодежи (Кареев). В школьном журнале вместе с идеями подростки осваивали также и социаль- ные практики, идеалами не предусмотренные: редакционные интриги и кон- фликты, а также навыки самоцензуры. Кроме того, подростковым активистам, осваивавшим новую реальность, приходили в голову идеи, содержавшие в себя разрушительные начала, но подтверждавшиеся собственным опытом борцов с косной массой. Заметно, что если теоретически мировоззрение должно было быть созида- тельным началом и цельной и непротиворечивой структурой, то практика его выработки приводила к противоречиям, конфликтам и метаниям в школьной среде. Кроме того, будучи изначально призванной утвердить коллективные ценности, выработка мировоззрения как практика раскалывала коллектив и по- рождала либо ощущение изоляции, либо ощущение избранности. При этом с жизненным опытом дети обретали осознание необходимости того, что именно они вырабатывали, – мировоззрение становилось основой личности молодых литераторов. Потому значение этой социально одобряемой практики – со всеми ее сложностями и издержками – превосходит локальность молодежной субкуль- туры рубежа веков. Разобранные нами примеры говорят о том, что поиски ми- ровоззрения были присущи не только революционной интеллигенции. Для школьников конца XIX – начала XX в. существовали специальные, рутинизи- рованные практики выработки мировоззрения с помощью школьных журналов. Поиски мировоззрения были важной частью взросления для многих подрост- ков, здесь на первый план выступала именно общераспространенность идеи – как необходимости выработки мировоззрения, так и способов ее освоения. Тот факт, что коммунистическое мировоззрение впоследствии могло приветство- ваться многими образованными людьми вполне может быть связано с тем об- стоятельством, что оно прекрасно отвечало критериям, сформулированным для «мировоззрения вообще» – оно было цельным, полным и стройным и требовало осмысленной деятельности для народа и прогресса. Именно с мировоззрением связывала поддержку большевиков Н. Я. Мандельштам: «Психологически всех толкал на капитуляцию страх остаться в одиночестве и в стороне от общего движения, да еще потребность в так называемом целостном и органическом мировоззрении, приложимом ко всем сторонам жизни, а также вера в прочность победы и в вечность победителей» 1 . Мемуарам Н. Я. Мандельштам вторят любопытные строки из записной книжки директора ВВВКУ П. Германа, датированные 2 марта 1924 года: 1 Мандельштам Н. Я. Воспоминания. М., 1989. С. 155.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=