ДЕТИ И ДЕТСТВО В ИСТОРИИ КУЛЬТУРЫ: СОВРЕМЕННЫЕ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ
141 Вера сама была организатором журнала «Школьная мысль», но даже в соб- ственном издании не решилась опубликовать этот текст (он нам известен по со- хранившемуся черновику). Иногда табуированность тем в публичном дискурсе осознавалась по реак- ции одноклассников. Некоторые темы встречали резкий отпор, как например текст о трудностях войны, а некоторые, такие как тема любви, натыкались ино- гда на абсолютное молчание 1 . Авторы неудобных текстов более к темам, не одобренным сообществом, не возвращались. Еще одной важной проблемой для тех, кто издавал школьный журнал, бы- ла типичная для любых активистов проблема «инертной массы». Любой школьный журнал, если он издавался достаточно долго, сталкивался с тем, что у него не хватало читателей и авторов. Такую ситуацию активные участники журнала представляли себе как торжество «индифферентизма». Уже в третьем номере журнала «Недотыкомка» за 1910 год (первый год издания) редакция жаловалась на нехватку материала, «т. к. просят передышки постоянные сотрудники, а издавать пустые страницы нежелательно». Журнал рассматривался как зеркало, и «было бы очень нежелательно, чтобы это зеркало отражало только пустоту в головах читателей» 2 . И действительно, этот номер вышел с пустыми страницами, и в последующем такая практика повторялась. В ВВКУ, там, где школьная пресса была развита много сильнее, соответственно и проблемы инертности переживались острее. К 1916 году в «Школьной газете» высказывается идея о том, что «индифферентизму» следует противопоставить если не принуждение, то настойчивое вовлечение людей в общественную жизнь. «Имеет ли право класс, хотя бы и большинством голосов, отнимать у членов класса право свободного выбора? – пишет одна из авторов газеты. – Во-первых, проект проведенный в нашем классе не отнимает свободу выбора, а только ограничивает его; во-вторых ограничивать право свободного выбора класс, как и всякая другая организация, имеет полное право». Таким образом, дети обречены были идти путем, предложенным общественными активистами, неизбежно упираясь в вопрос о приоритете общего дела над частным. При этом дело, которым активисты были увлечены, они, конечно, считали именно общим делом. Мир активистов школьной прессы вообще был бинарен – или активист, или «индифферент». Или герой или филистер. «Все необыкновенное количе- ство людей и характеров можно разбить на две условных группы: людей, жи- вущих ‟по привычкеˮ, и людей, стремящихся познать, что такое жизнь и какова роль человека в жизни… Кто же двигает жизнь? Конечно, они, конечно, потому что они затем живут, потому что жизнь сама прекрасная идет навстречу тем, кто движется и кто верит… Итак, одни – инертная масса, другие быстрый по- ток… Кто сильнее – покажет время, оно уже показало, люди, связанные цепями привычек и традиций, отходят, обессилев от жизни» 3 . В социальной ситуации школьных журналов дети убеждались в правоте этих идей на собственном опыте. 1 ОР РНБ. Ф. 1091. Д. 663, Л. 198; Л. 249–249об. 2 ЦГИА СПб. Ф. 2189. Оп. 1. Д. 102. Л. 17. 3 ОР РНБ. Ф. 1091. Д. 60. Л. 34–35об.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=