ДЕТИ И ДЕТСТВО В ИСТОРИИ КУЛЬТУРЫ: СОВРЕМЕННЫЕ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ

140 газетная полемика ведет к бережному отношению к слову, к «выработке здоро- вых приемов публицистики». Он похвалил учащихся за чувство ответственно- сти, за «избегание мелкостей и личных выпадов». Завершая свою речь, П. А. Герман сказал, что «такое серьезное развитие школьной печати было со- вершенно немыслимо в условиях старой школы; … но и сейчас уже проявляют- ся реальные результаты: в тесном кругу нашей школы крепнет общественность, классы сближаются между собой, окончившие сохраняют связь со школой». Речь завершилась аплодисментами. То, что произошло дальше, показало, что директор несколько поторопился с выводами. При обсуждении деятельности газеты развернулась ожесточенная полемика между редакцией, авторами и читателями. Выступил один из учени- ков, который заявил, что интерес к газете падает, поскольку редакция не при- нимает «статей, несогласных с личным убеждением руководителей газеты». Другой автор начал негодовать на то, что редакция статьи отвергает, но не воз- вращает и таким образом, блокирует невыгодную себе точку зрения, поскольку статью «нельзя пустить по рукам помимо газеты». В ходе дискуссии список претензий расширялся: результатов работы редакции нет, ее деятельность окружена тайной, редакция оторвана от классов, анкеты с выражением мнения учеников не публикуются и т. д. В свою очередь представители редакции упре- кали соучеников в индифферентности, в том, что они не хотят участвовать в работе газеты, не присылают в должном объеме текстов и вообще не хотят работать. Поскольку редакция переизбиралась каждый год, то, совершенно классическим образом, представители редакции в 1917 году не хотели брать на себя ответственность за деятельность предшественников и т. д. Как меланхо- лично заметил автор протокола заседания: ««В общем, обсуждение носит хао- тический характер, замечается полная неподготовленность к нему, выражаются предложения о закрытии заседания» 1 . Усваивая на собственном опыте сложности редакционной деятельности, дети обретали не только навыки цензуры, но и самоцензуры. Они понимали, какие темы можно обсуждать публично, а какие нет. Иногда это устанавлива- лось во внутри редакционной полемике: так сохранилась записка, направленная одним из редакторов «Недотыкомки» другому: «Если журнал будет обслужи- вать в отношении спорта и атлетики и дойдет до рекламирования цирковых борцов, … то я явлюсь не только не сотрудником, но и активным врагом его» 2 . В 1915 году ученица ВВКУ Вера Лейкина написала статью, в которой упрекала одноклассников в пренебрежении «малыми делами»: «Вам всем, бесцельно слоняющимся в поисках великого ‟настоящего делаˮ посвящаю я эту статью…. Что вы называете великим делом? Служение человечеству, но не просто служе- ние, а обязательно с какими-то драматическими декорациями… Вы хотите ода- рить мир новыми идеями, улучшить его новым содержанием… и не можете за- няться воспитанием ваших собственных братьев и сестер» 3 . Любопытно, что 1 ОР РНБ. Ф. 1091. Д. 633. Л. 257–258об. 2 ЦГИА СПб. Ф. 2189. Оп. 1. Д. 107. Л. 123. 3 ОР РНБ. Ф. 1091. Д. 658. Л. 171–171об.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=