ДЕТИ И ДЕТСТВО В ИСТОРИИ КУЛЬТУРЫ: СОВРЕМЕННЫЕ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ
14 Феномен ученичества; автобиографии детства; учебные тексты в целом и учебники в частности; визуальная антропология в истории детства и образо- вания, – это те пути исследования и те источники, которые Безрогов-историк «подтянул», вовлек в сферу истории образования. Я не буду об этом говорить подробнее – сегодня несколько докладов как раз об этом. Скажу только, что Виталий Григорьевич считал, что общего теоре- тизирования, равно как «притянутой за уши» актуальной современности, для историко-педагогического исследования совершенно недостаточно. Взгляд окрест, с высоты птичьего полета – хорошо, но нужны факты. А когда до них доходит дело, нередко самые красивые концепции рассыпаются. Он блестяще умел это делать – соединять идею с фактологией. Знаменитые подвалы постраничных ссылок в его работах, бесконечные списки литературы, составленные и опубликованные библиографии, включение каждого факта в широчайший историко-культурный контекст… Среди историков педагогики в России практически никто так не работает – не суметь… Для этого нужна бе- шеная эрудиция и гениальная интуиция. Этот удивительный сплав занудства и полета, который называется Виталий Безрогов. Спасибо! Библиография Безрогов, В. Г. Эпистемологические проблемы истории педагогики / В. Г. Без- рогов // Всемирный историко-педагогический процесс: Концепции, модели, ис- ториография; Отв. ред. Г. Б. Корнетов, В. Г. Безрогов. – М.: ИТОП РАО, 1996. – С. 24–33. Безрогов, В. Г. История педагогики между Сциллой педагогики и Ха- рибдой истории / В. Г. Безрогов // Образование и общество. – 2009. – № 5. – С. 104–108. О. Е. Кошелева Институт всеобщей истории РАН (Москва) УЧЕНИЧЕСТВО VS ШКОЛА: ФЕНОМЕН УЧЕНИЧЕСТВА В ТРУДАХ В. Г. БЕЗРОГОВА КАК НОВЫЙ ВЗГЛЯД НА ИСТОРИЮ ОБРАЗОВАНИЯ Во Введении к книге «Традиции ученичества и институт школы в древних цивилизациях» его автор Виталий Григорьевич Безрогов очевидным образом преуменьшает роль проделанного им исследования и его значимости для исто- рии образования. Он писал: «Данная книга является попыткой посмотреть на историю образования немного шире (курсив мой – О.К.) обычного взгляда…» 1 . На самом деле взгляд автора на всемирно-исторический образовательный про- 1 Безрогов В. Г. Традиции ученичества и институт школы в древних цивилизациях. М., 2008. С. 6.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=