ДЕТИ И ДЕТСТВО В ИСТОРИИ КУЛЬТУРЫ: СОВРЕМЕННЫЕ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ

139 цания, бросаются в разные стороны, не зная на чем остановиться, более развитые из них стремятся образовать кружок, привлекающий их свободой высказыва- ния… Те же, у которых создалось уже известное мировоззрение, также стремят- ся в кружок, но уже вполне обдуманно, понимая его великое воспитательное и образовательное значение…» 1 . Журнал «Введенской гимназии» «Недотыком- ка» в 1911 году опубликовал статью, в которой говорилось, что кружки самооб- разования «помогают выработать мировоззрение и учат диалектике» 2 . Опыт коллективной работы, тем более опыт работы в редакции – это спо- ры и дискуссии по поводу «направления журнала», и это характерно для всех известных долгосрочных изданий. Большинство журналов не переживало больше одного – двух выпусков, но если издания продолжались, да еще были не классные, а «общешкольные», то тогда были неизбежны конфликты при смене редакции. Так, в 1911 году в сатирическом журнале «Недотыкомка» Вве- денской гимназии в редакцию пришли старшеклассники радикального полити- ческого направления (среди них, например, был Владимир Пруссак, будущий эсер и поэт «эгофутуристического» стиля). Соответственно, изменился и харак- тер текстов: они стали более резкими и революционными, чем раньше: Мы смелы – пускай нас мало. Нам любовь не даст бежать, Что во имя идеала Заставляет убивать 3 . Когда резкая смена редакционной политики вызвала критику читателей и умеренных авторов, редакция (в которую входили подростки 16–17 лет) отре- агировала совершенно иезуитской риторикой: в журнале нет цензуры, хотите, присылайте другие статьи, вступайте в полемику – убеждала редакционная ста- тья. Однако, сохранившиеся подготовительные материалы к журналу «Недоты- комка» неопровержимо доказывают, что в журнале, который провозглашал се- бя только площадкой для мнений, редакционная цензура была достаточно жесткой и связанной не с качеством текстов, а с их направленностью. Так, например, в журнал прислали серию карикатур, высмеивающих редколлегию. Сопроводительная подпись гласила: «Васильев! Если ты сию рукопись не по- местишь в журнал, то я от сотрудничества отказываюсь» 4 . Ни одна из этих ка- рикатур в журнале не появилась. Так что ссылки на объективность при смене курса действительности не соответствовали. Речь шла об узурпации. Иногда столкновение редакции и авторов приводило к прямым конфлик- там. Показательный случай произошел в ВВКУ в январе 1917 года: на юбилей- ном заседании, посвященном трехлетию издания школьной газеты, выступил директор училища, безмерно уважаемый учениками П. Герман. Он сказал, что газета приучает «к всестороннему рассмотрению различных вопросов, что необходимо для развития широты взглядов». Директор говорил о том, что 1 ЦГИА СПб. Ф. 2189. Оп. 1. Д. 149. Л. 3. 2 Д. 102. Л. 54об. 3 Д. 103. Л. 54. 4 Д. 107. Л. 10–11.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=