ДЕТИ И ДЕТСТВО В ИСТОРИИ КУЛЬТУРЫ: СОВРЕМЕННЫЕ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ

138 тересовать, что жить, не понимая его, становится трудным, когда раскрываются глаза на многое, что прежде казалось неясным и туманным, – тогда одним из проявлений этой эпохи бывает журнал; поэтому этот нормальный путь к изуче- нию окружающего, к выработке мировоззрения – журнал – так популярен меж- ду учащимися… Эпоха саморазвития наступила. Не нужно упустить ее. Жизнь наша так коротка, так быстро бегут годы, что нужно дорожить и разумно тра- тить каждый свободный час. Не теряя времени, мы должны, так как это нрав- ственно и полезно, поставить главной целью выработку мировоззрения» 1 . Журнал «Рассвет» в 1908 году предлагал читателям свои страницы для того, чтобы объединить литераторов, читателей и критиков», по мнению редакции, «эта же литературная работа облегчит нам и выработку мировоззрения» 2 . В статье, помещенной в газете «Задачи», писалось: «Как жить? Как поступать в том или ином случае? Как лучше пользоваться своими силами, своими спо- собностями, для того чтобы приносить наибольшую пользу себе и другим? Вот самые существенные вопросы для нас, которые нужно разрешить еще до выхо- да в жизнь, на школьной скамье, чтобы войти в жизненное колесо с твердо вы- работанным миросозерцанием, которое не могли бы поколебать никакие жиз- ненные невзгоды» 3 . Итак, выработка мировоззрения – одна из прямых задач школьного журна- ла. Содержание мировоззрения мы оставим в стороне, сказав лишь, что имеем дело с молодым поколением, которое разделяло либо либеральные (ВВКУ), ли- бо леворадикальные взгляды (Введенская гимназия) русского образованного слоя. Темы статей, обсуждавшиеся вопросы, особенности реакции на те или иные события во многом были обусловлены соответствующим социально- культурным подтекстом. Авторы характеризовали себя как «будущую интелли- генцию» или как «новую интеллигенцию», часто обсуждались «проклятые во- просы» русской интеллигенции: отношение к народу, к власти, поиски идеала, соотношение между личностью и обществом, отношение между отцами и деть- ми и проч. Можно утверждать, что через работу в журнале дети осваивали определенный интеллигентский канон, причем – несмотря на все сомнения, по- рожденные первой русской революцией – победа оставалась за канонической идеей служения и самопожертвования 4 . Практика выработки мировоззрения была крайне важна для тех, чьей дея- тельностью становилось издание журнала. Прежде всего, бросается в глаза, что она часто мыслилась как коллективная, а не индивидуальная деятельность. Так, в 1913 году газета петербургских реалистов писала: «одни из них, которых гне- тет школьный режим, но у которых еще не создалось определенного миросозер- 1 Смирнов С. Ученические журналы и сборники // Вестн. воспитания. 1901. № 8. С. 53–54. 2 ЦГИА СПб. Ф. 2189. Оп. 1. Д. 44. Л. 8об. 3 ЦГИА СПб. Ф. 2189. Оп. 1. Д. 149. Л. 3. 4 См. подробнее об этих сюжетах: Лярский А. Б. Школьные рукописные журналы и газеты конца 19 – начала 20 века как фактор социализации // Вестн. Перм. ун-та. История. 2013. Вып. 2 (22). С. 117–125; Он же. «Мы сами создали себе свой мир…»: Школьные рукописные журналы и газеты начала 20 века как фактор социализации // Новейшая история России. 2014. № 2. С. 179–196.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=