ДЕТИ И ДЕТСТВО В ИСТОРИИ КУЛЬТУРЫ: СОВРЕМЕННЫЕ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ
137 образом, взгляды Н. И. Кареева на то, что такое мировоззрение и откуда оно берется, настолько вошли в круг идей образованного сообщества, что стали общим местом. Юноши и девушки, стремящиеся постигать мир, по мнению Кареева, при- надлежат к симпатичнейшим представителям людского рода, ибо это стремле- ние бескорыстно. Они должны стремиться к тому, чтобы их мировоззрение бы- ло «по возможности цельное, полное и стройное», что требует работы над со- бой, усилия и преодоления «трусости мысли, лености мысли, догматизма мыс- ли». «Прошу обратить внимание, – писал автор, – на самое выражение – «выра- ботка миросозерцания». Я говорю именно – выработка… чтоб отметить чисто активный характер, какой должно иметь путем самообразования философских, научных, нравственных и общечеловеческих воззрений, из коих слагается чело- веческое миросозерцание… всякое иное усвоение каких бы то ни было идей от- личается чисто пассивным характером, как это и бывает обыкновенно в куль- турной среде, стоящей на низкой культуре развития» 1 . Работы Кареева имели резонанс: он получал большое количество писем от молодых людей с вопросами и просьбами, часть их отложилась в рукописном отделе ИРЛИ (Пушкинский дом) 2 . Однако мемуарные описания и общетеоретические построения не дают возможности исследовать саму практику обретения мировоззрения. Источни- ком, которым мы предлагаем воспользоваться для заполнения этой лакуны, яв- ляются школьные журналы – рукописные издания, создававшиеся школьника- ми на рубеже XIX–XX вв. 3 . В качестве источниковой базы привлекаются коллекции школьных руко- писных журналов, сформировавшиеся вокруг двух учебных заведений Санкт- Петербурга – Выборгского восьмиклассного коммерческого училища (ВВКУ) и Введенской мужской классической гимназии 4 . Важно, что эти коллекции со- бирались целенаправленно и отражали либеральные (в первом случае) и левац- кие (во втором случае) настроения их создателей. Принципиально, что в основ- ном это журналы и газеты, издававшиеся без контроля учителей и школьной администрации, т. е. влияние взрослых было опосредованным. Когда школьники начинали издавать свой собственный журнал (часто это делалось компанией единомышленников или одноклассников, часто втайне от учителей) многие первые выпуски предварялись программными статьями. Сре- ди наиболее распространенных обоснований была как раз идея «выработки ми- ровоззрения», приходившаяся по душе школьникам на протяжении многих лет. Так, журнал московских гимназистов «Попытка журналистики» (1890-е годы) открывался следующим текстом: «Когда мы вступаем из периода отрочества в период юности, когда окружающее начинает нас интересовать, настолько ин- 1 Кареев Н. И. Письма к учащейся молодежи о самообразовании. СПб., 1894. С. 31–32. 2 РО ИРЛИ РАН. Ф. 422. 3 Этому виду источников посвящена уже довольно обширная литература, среди которой сто- ит выделить прежде всего: Балашова Ю. Б. Школьная журналистика Серебряного века. СПб., 2007. 4 ОР РНБ. Ф. № 1091. Герман П. А.; ЦГИА СПб. Ф. № 2189. Ю. М. Васильев.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=