ДЕТИ И ДЕТСТВО В ИСТОРИИ КУЛЬТУРЫ: СОВРЕМЕННЫЕ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ

133 Кузьмин, М. Н. О военном детстве и не только о нем: Размышления 70 лет спустя / М. Н. Кузьмин // Историки – дети Великой войны: Воспоминания / Сост. И. С. Пичугина, М. В. Золотухина. – М.: РОССПЭН, 2018. Мамедова, Дж. Персонажи власти в литературе для детей советского вре- мени / Дж. Мамедова // Культура и власть в условиях коммуникационной рево- люции XX века: Форум немецких и российских культурологов / Под ред. К. Аймермахера, Г. Бордюгова, И. Грабовского. – М.: АИРО-ХХ, 2002. – С. 131–157. Рождественская, Е. Ю. Биографический метод в социологии / Е. Ю. Рож- дественская. – М.: ВШЭ, 2002 Рожков, А. Ю. В кругу сверстников: Жизненный мир молодого человека Советской России / А. Ю. Рожков. – М.: НЛО, 2016. Сальникова, А. А. Российское детство в XX веке: История, теория и прак- тика исследования / А. А. Сальникова. – Казань: Казан. гос. ун-т им. В. И. Уль- янова-Ленина. 2007. Сафронова, Ю. А. Историческая память. Введение: Учеб. пособие / Ю. А. Сафронова. – СПб., 2019. Сванидзе, А. А. Мои коммунальные квартиры и не только / А. А. Сванидзе. – М.: Нов. Хронограф, 2019. Gorush, A. Women’s Autobiographical Narratives: Soviet Presentations of Self / A. Gorush // Kritika: Explorations in Russian and Eurasian History. – Vol. 2. – № 4. – 2001. Lovell, S. The Russian Reading Revolution: Print Culture in the Soviet and Post- Soviet Eras. (Studies in Russia and East Europe) / S. Lovell. – N. Y.: St. Martin's, in association with the School of Slavonic and East European Studies, University of London, 2000. ОБСУЖДЕНИЕ Маслинская С. Г. Огромное спасибо за доклад, очень интересно. Я уже не- сколько лет собираю материалы о семейном чтении в семьях Калининградской об- ласти. Большинство этих семей – не столичная интеллигенция, а сельская и люди рабочих специальностей. Любопытно, что практически все, что Вы показывали, прак- тически в тех же терминах о раннем приобщении к чтению говорят люди невысокого интеллигентного «сословия». Почти все они в интервью называли возраст 3–5 лет, обязательно подчеркивали, что рано научились читать. В перспективе интересно было бы сравнить состав книг, которые в этих интервью называют как важные из прочитанных в детстве. Не только перечисление классики, но и какие-то книги – мо- жет, детские, научно- популярные, редкие книги – индивидуально как-то обуслов- ленные. Интересно было бы составить такой общий список «читанных книг». Мы начали этим заниматься, но изучаем состав семейных библиотек: каталогизируем эти библиотеки, смотрим, что встречается в библиотеках разных семей, пересекает- ся ли их состав, что не пересекается и т.д. Было бы интересно увидеть общее и раз- личное… Как Вам кажется, упоминаются в интервью какие-либо семейные практики общения, которые были бы так же значимы, для тех, кто сейчас реконструирует свое семейное прошлое? В какой ряд можно поставить чтение, как инструмент социали- зации? Здесь, конечно, очень важен социальный статус, мы можем увидеть разные практики. В интервью мы видим, что говорят о телевизоре, Вы упомянули радио…

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=