ДЕТИ И ДЕТСТВО В ИСТОРИИ КУЛЬТУРЫ: СОВРЕМЕННЫЕ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ

13 умению работать с текстом, по техникам интерпретации и т.д. Поэтому он су- мел решить эту задачу. В. Г. Безрогов писал, что педагогический обычай может быть изучен исто- рико-этнографическими методами, приобретающими в этом случае историко- педагогические характеристики. Изображение педагогического обычая в боль- шей степени относится к истории человеческой культуры, охватывает длитель- ные периоды развития конкретной цивилизации, а потому реализуется в боль- шей степени через моделирующую функцию изучающего его научного знания. Основные методы изучения педагогической практики – историко-социо- логические и историко-методические. Наука в этом случае реализует фактогра- фическо-регистрационную и реконструирующую функции, а итоговым продук- том становится история организационных форм обучения и воспитания вкупе со статистикой. На ранних этапах истории образовательных систем обычай и практика были связаны тесно, а с появлением социального института школы постепенно разошлись друг от друга довольно далеко. «Педагогическое бессо- знательное» Безрогов предложил изучать методами «истории ментальностей», например, через тексты, спонтанно возникающие «в недрах» той или иной культуры и созданные людьми, которые ранее не писали на педагогические те- мы и мало читали о них. Ну, а изучение педагогических теорий предполагает методы интеллектуальной истории. Рис. 1. Структура историко-педагогического знания Разделы «педагогическая мысль (наука)» и «педагогическая практика» исто- риками образования обжиты давно, изучены вдоль и поперек с точки зрения соци- альных институтов, государственных документов и реформ. Неинституциализиро- ванное образование до Виталия Григорьевича не изучалось практически никак… Понятно, что это общая тенденция развития современных исследований истории повседневности, но в истории образования такие подходы и до сих пор редкость…

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=