ДЕТИ И ДЕТСТВО В ИСТОРИИ КУЛЬТУРЫ: СОВРЕМЕННЫЕ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ
126 ся в то время в печати. Тираж в 100 тыс. экземпляров разошелся в несколько недель. В том же году А. И. Лебедев опубликовал указатель «Что читать кре- стьянину и рабочим? Как завести библиотеку в деревне и на фабрике?» Постро- енный в форме живого диалога с читателем, он давал представление о тысяче лучших книг. Татьяна Маврина, дочь А. И. Лебедева, стала всемирно известной художницей – единственной россиянкой, получившей международную премию имени Г. Андерсена за развитие детской книги» (Лебедева Н. С., Москва). Помимо грамотности как таковой, семейный интерес к чтению и литерату- ре предстает в воспоминаниях как бесценное наследие прошлого, в том числе, воплотившееся в домашних библиотеках: «Мама в свое время закончила гимна- зию с золотой медалью и всю жизнь много читала. Ее знакомые тоже были людьми весьма образованными. Я рос среди них. Среди тех, кого ссылали в конце 1920-х гг. … Сближал нас с Набоковыми и интерес к литературе. Напомню, что у них была сохранившаяся с дореволюционных времен прекрас- ная библиотека. «Брокгаузовская двадцатка» – 20 богато изданных томов Шекспира, Байрона, Пушкина... Дешевые, на газетной бумаге, 144 тома ино- странных писателей» и 60 томов дополнения: Вальтер Скотт, Гоффман, Шпильгаген, да кого там только не было!» (А. Б. Давидсон, Ленинград). Домашние собрания книг связывали поколения, устремляясь в будущее, открывая неожиданные возможности: «У нас библиотека дома очень хорошая была . Я умудрилась прочитать в 9-м классе «Логику» Гегеля. Как раз папа в это время был на фронте. Когда мама ему сказала, папа спросил, интересно, что она (я) поняла оттуда…» (Н. С. Полищук). «Я хорошо училась, много читала рус- ской и иностранной литературы, дома была великолепная библиотека, даже теперь удивляюсь, как в те годы в нашем книжном шкафу были хорошие изда- ния классиков мировой литературы – Шекспира, Анатоля Франса, Флобера … Все это хранится в памяти. … Мы жили вместе с соседями дружно, и у меня до сих пор сохранилось издание собрание сочинений А. С. Пушкина в одном томе 1936 г. (Ж. Б. Логашова). По словам видного социолога Б. Дубина, накопление прошлого (в том чис- ле, в виде библиотеки) представляет собой начальную фазу «существования в культуре», им гарантируется будущее 1 . Для рассматриваемых воспоминаний характерна мотивировка книгособирания будущих запросов детей. Предпочте- ния самих родителей определялись интересами и вкусами, перечисление кото- рых позволяет авторам воспоминаний написать их портрет: «Разные по своему складу папа и мама дополняли друг друга – они много читали, но если мама предпочитала читать романы, детективы …. всякие романы про любовь – там все на свете – и статьи по астрологии, то папа читал преимущественно по- литическую литературу, документальные издания о международных отноше- ниях, воспоминания политиков и ученых – … у отца был интерес ко всяким по- литическим деятелям, мемуарам, воспоминаниям». А также обозначить отно- шение к книгам как к ценности, приоритетность приобретение которых была 1 Дубин Б. В. Очерки по социологии культуры. Избранное. М.: НЛО, 2017. С. 79.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=