ДЕТИ И ДЕТСТВО В ИСТОРИИ КУЛЬТУРЫ: СОВРЕМЕННЫЕ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ

124 Мы рассмотрим всего один вопрос – практики семейного чтения в дово- енном СССР, включая научение грамотности, освоение детьми интеллектуаль- ного пространства и родительских предпочтений в литературе. Исследовательские вопросы заданы спецификой источника и дают воз- можность предположительно оценить: являются ли чтение, книги, литература значимой темой в воспоминаниях о детстве (самостоятельно упоминаемой)? как в случае спонтанного «вспоминания», так при специальных расспросах, можно ли говорить о том, что книгам и чтению отводится определяющая роль в детском опыте и какова она? Я выделила следующие тематические блоки:  умение читать самостоятельно и книги в истории семьи автора,  книги в жизни автора как наследие и залог будущего,  родительские практики чтения и их предпочтения,  обучение или самостоятельное научение чтению,  память о детских книгах,  память о значимых книгах,  роль / функции чтения как занятия на разных этапах детства,  доступность книг / журналов,  чтение во время войны,  общая оценка роли книг и чтения. Эти блоки стали содержательной частью моего первого приближения к ис- точнику и позволили сконструировать путеводитель по корпусу воспоминаний, состоящий из прямого цитирования текста и моих комментариев, и попыток интерпретаций. С ростом значимости культуры как фактора развития субъектности обще- ства проблема соединения человека и культуры (умения чтения и письма) вы- ступает на передний план и осознается как ключевая 1 . Умение читать – важная характеристика авторами воспоминаний своих предков, их социального поло- жения и включённости в процесс модернизации: «дед – переплетчик» (А. А. Сванидзе, Москва); «Мой отец – из крестьянской семьи… Дед был справный мужик, мудрый, грамотный человек (здесь и далее курсив мой – М.З.) (бабка по отцовской линии была абсолютно неграмотная ) , церковный староста. Отец окончил школу колористом в Ивановской области, куда его от- правил мой дед» (В. Л. Мальков, Москва). Таким образом, очевидным индика- тором вовлеченности в модернизацию является установка на обучение грамоте детей и специальные усилия по погружению их в образовательный процесс, в том числе, за счет потенциальной утраты – частичной или полной – этно- конфессиональной идентичности: «Мать у меня была интеллигентная. Бабушка была неграмотная, и на иврите читала Тору, больше она ничего не читала. Дед как-то приспособился. А все их дети с высшим образованием. Это была золотая РОССПЭН, 2018. С. 10. В силу того, что текст М. Н. Кузьмина имеет очевидную историо- графическую направленность, его цитаты приводятся по печатному изданию. Остальные ав- торы цитируются по транскрипции устных воспоминаний. 1 Кузьмин Н. Н. Указ. соч. С. 17.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=