ДЕТИ И ДЕТСТВО В ИСТОРИИ КУЛЬТУРЫ: СОВРЕМЕННЫЕ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ

12 Виталий Григорьевич полагал, что есть не две, а четыре части: педагогиче- ская мысль – педагогическое сознание – педагогическая практика – педагогиче- ский обычай. Тем самым в традиционное деление истории образования на тео- рию и практику он внес критерий институциализации явлений и процессов в области образования. Это очень много. Это как открыть пару планет. По Безрогову, педагогический обычай – это бессознательные, стереотип- ные взаимодействия взрослых и детей в педагогическом процессе, в определен- ных социальных рамках. В основном он связан с воспитательными аспектами, основан на архетипах той или иной культуры и изменяется крайне медленно. В отличие от обычая доминанту педагогической практики составляет процесс обучения – организованный и целенаправленный, опирающийся на определен- ные теоретические концепции. Неотрефлексированные представления о воспи- тании и обучении – это педагогическое сознание, «царство ментальности», эт- нокультурных стереотипов и архетипов сознания, пласт латентных массовых представлений. Педагогическое сознание царит вне школы, в нем нет теорий, концепций, но есть постулаты, отношения и максимы. Институциализирован- ное педагогическое сознание – это педагогическая мысль и ее высшее выраже- ние – педагогическая наука 1 . Удивительно, но об этой структуре историко-педагогического знания Ви- талий Григорьевич практически никогда не говорил в профессиональной науч- ной среде. Однако рассказывал об этом на лекциях – студентам и аспирантам, либо, выступая в какой-то «смежной» аудитории – у психологов, у антрополо- гов… Почему так – я не знаю. Не считал важным? Вряд ли. Может быть, считал не особо ценным теоретическим построением… Неким учебным, а не исследо- вательским конструктом… Который сам по себе ничего не стоит, а требует непременного наполнения. В 1996 году это построение, видимо, для него было во многом концепцией, моделью, теоретическим рассуждением с использованием словосочетаний «мо- жет быть исследовано»… Высказать идею такого деления истории образования – да, это очень много, но все-таки это не абсолютно новая мысль. Она «собрана» из частей – этнопедагогики Волкова, каких-то соображений европейских истори- ков педагогики и т. п. 2 Да, так можно структурировать… И это очень интересно. Но в вопрос в том, как это сделать? Как ухватить педагогическое сознание? пе- дагогический обычай? Это проблема метода и проблема источника. Виталий Григорьевич не только открыл, но и заселил эти планеты. Даль- нейшие его исследования состояли в попытках – и успешных попытках! – найти источники, которым можно задать подобные исследовательские вопросы, в подборе адекватных методик работы и получении достоверных и доказатель- ных ответов. Он, конечно, историк прежде всего – по своему мышлению, по 1 Безрогов В.Г. История педагогики между Сциллой педагогики и Харибдой истории // Обра- зование и общество. 2009. №5. С.104–108. 2 См., напр.: Schaller K. H. & Schafler K. H ., hrsg. Bildungsmodelle und Geschichlichkeit. Ein Repertoriumzur Geschichte der Padagogik (Repertorienzum Hochschulstudium. Reihe Padagogik. Bd. 1). Hamburg.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=