ДЕТИ И ДЕТСТВО В ИСТОРИИ КУЛЬТУРЫ: СОВРЕМЕННЫЕ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ

117 О. И. Секенова Институт этнологии и антропологии имени Н. Н. Миклухо-Маклая РАН (Москва) НАРРАТИВЫ О ДЕТСТВЕ В ВОСПОМИНАНИЯХ ПЕРВЫХ РУССКИХ ЖЕНЩИН-ИСТОРИКОВ (вторая половина XIX – начало ХХ века) 1 «Я не так пишу: я писала события, а надо писать впечатления» 2 , – так пе- редавала совет матери, без спроса прочитавшей ее личный дневник, будущий историк и археограф Е. Н. Туликова (Ошанина). Эта фраза, написанная двена- дцатилетней девочкой-подростком в 1923 году, во многом характеризует эго- документы (в первую очередь, дневники и воспоминания) русских женщин- историков второй половины XIX – начала ХХ века: разрываясь между стремле- нием к фактологической «правде» (влияние профессии) и желанием точно пе- редать эмоции («раскрыть душу», выразить печали и радости), они мечтали о невыполнимом – дать объективную оценку своей эпохе. В рамках данного текста остановимся на конкретной проблеме: проговаривание впечатлений дет- ства в нарративах первых русских женщин-историков. Хотя антропологическая картина детства представителей различных социальных групп второй половины XIX – начала ХХ века предстает перед нами достаточно подробно благодаря многочисленным исследованиям 3 , тексты о детстве, принадлежащие перу рус- ских женщин-историков, требуют отдельного изучения. В рамках данной ста- тьи проанализируем место детских воспоминаний в эго-документах русских женщин-историков, выявим характерные особенности вариантов их саморепре- зентации через переживание личного опыта в раннем возрасте 4 и определим, как через детские впечатления женщины-историки пытались объяснить свой профессиональный выбор. Гендерный подход к истории детства, предложенный в России И. С. Ко- ном 5 , в полной мере применим к первым впечатлениям отдельных групп лю- 1 Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 19-09-00191. 2 Ошанина Е. Н. Дневники // ЦГА Москвы. Ф. Л-125. Оп.1 Д.20. Л.3об. 3 Курнант Н. Б. Воспоминание детства в русской дворянской мемуарной культуре конца XIX–начала XX века: Дис. ... канд. филол. наук. СПб., 2004; Сальникова А. А . «Детский» текст и детская память в «эпоху катастроф» // Век памяти, память века: Опыт обращения с прошлым в XX столетии: Сб. ст. Челябинск, 2004; Белова А. В. «Четыре возраста женщи- ны»: повседневная жизнь русской провинциальной дворянки XVIII – середины XIX в. СПб.: Алетейя, 2010; Мартианова И. Ю. Роль детства в формировании идентичности в жизненном мире дворян (по мемуарам XVIII – начала ХХ в.) // Психология. Экономика. Право. 2014. № 2. С. 31–43; Веременко В. А. Дети в дворянских семьях России (вторая половина XIX – начало XX в.). СПб.: ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2015. 4 Пушкарева Н. Л. «Пишите себя!»: (Гендерные особенности письма и чтения) // Сотворение истории. Человек. Память. Текст. Казань, 2001. С. 241–274. 5 Кон И. С. От истории детства к истории девочек и мальчиков: Гендерные аспекты в осмыс- лении теории Ф. Арьеса // «Вся история наполнена детством»: Наследие Ф. Арьеса и новые подходы к истории детства. Ч. 1. М.: РГГУ, 2012. С. 33–53.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=