ДЕТИ И ДЕТСТВО В ИСТОРИИ КУЛЬТУРЫ: СОВРЕМЕННЫЕ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ
115 Безрогов, В. Г. Помнить нельзя забыть: Коллективная память, воспомина- ния о детстве и тема войны в учебниках для начальной школы конца 1940-х – начала 2000-х гг. / В. Г. Безрогов // Вторая мировая война в рамках детской па- мяти. – Краснодар, 2010. – С. 39–42. Граница и люди. Воспоминания советских переселенцев Приладожской Карелии и Карельского перешейка / Ред. Е. Мельникова. – СПб.: Изд. Европ. ун-та, 2005. Илюха, О. П. Восприятие и освоение детьми запретных и таинственных мест в новом советском городе: Случай послевоенной Сортавалы / О. П. Илюха // Вестн. Православного Свято-Тихоновского гуманит. ун-та. Сер. «Педагогика. Психология». – 2020. – IV: 58. – С. 129–143. Мельникова, Е. А. Переселенческое пограничье: Стратегии представления себя советских мигрантов на территории бывшей финской Карелии / Е. А. Мельникова// Схiд – Захiд: Ист.-культуролог. сб.: [Спец. изд.]. – 2006. – С. 95–114. Мельникова, Е. А. Своя чужая история: Бывшая финская Карелия глазами советских переселенцев / Е. А. Мельникова // Неприкосновенный запас. – 2009. – № 2. – С. 55–75. Мельникова, Е. А. Финские кладбища в России: Кросс-граничные группы памяти и новый моральный порядок / Е. А. Мельникова // Антропологический форум. – 2019. – № 43. – С. 11–40. Осорина, М. В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых / М. В. Осорина. – Изд. 4-е. – СПб.: Питер, 2008. Першина, Н . Дверь в прошлое или?.. / Н. Першина // Север. – 2008. – № 3–4. – С. 234–238. Iljuha, O . Sortavala neuvostokauden muistoissa=Сортавала в воспоминаниях о советской эпохе // SORTAVALA – Muutosten ja muistojen kaupunki=СОРТАВАЛА – город перемен и воспоминаний. Toim.: Tapio Hämynen, Hannu Itkonen: Helsinki: Suomalaisen Kirjallisuuden Seura, 2020. Научный Архив КарНЦ РАН. Разряд VI. Оп. 2. Д. 6. Интервью о детстве в послевоенной Сортавале. ОБСУЖДЕНИЕ Рожков А. Ю. Спасибо большое за доклад, Ольга Павловна. Можно ли гово- рить, что деление на «наше и не наше» – это уже речь о присвоенном пространстве, а не об освоении пространства? И второй вопрос: статус приграничного города сильно меняет поведение ребенка в освоении городского пространства? оно отли- чается от поведения в неприграничных местностях? Илюха О. П. Конечно, в раннем возрасте пространство присваивалось детьми неосознанно. Рефлексия происходила постепенно по мере взросления. Я пыталась это показать, не знаю, насколько получилось. Статус приграничного города, без- условно, влиял на поведение ребенка. Даже не столько сам статус, сколько порож- даемые им особенности школьных воспитательных практик: встречи с погранични- ками, походы к кинологам и т.п. есть очень интересный момент с играми в войну: ча- сто дети в таких городах как Сортавала отмежевывались от деления на русских
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=