ДЕТИ И ДЕТСТВО В ИСТОРИИ КУЛЬТУРЫ: СОВРЕМЕННЫЕ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ

104 ять из продажи 1 . В редакции газет, журналов, книжные издательства нередко приходили письма читателей, возмущенных творчеством Чуковского. Останов- люсь лишь на одном из них, которое мне удалось обнаружить в фонде Детгиза в РГАЛИ. В сентябре 1937 г. в это издательство пришло письмо от инженера Ю. А. Моралевича с реакцией на произведение Чуковского «Крокодил». Документ в форме политического доноса в стихах настолько колоритен, что привожу его за небольшими купюрами. «Детским писателям мы доверяем самое дорогое для нас. Доверяем тех, для кого боролись и умирали тысячи са- моотверженных героев, доверяем юных хозяев нашей изумительной родины. Посылаю впечатления от произведения «столпа» детской литературы нашей страны Корнея Чуковского. В стихах Чуковский Корней По личной недоброй охоте Имеет немало корней В прогнившем и липком болоте. Сторонясь политических крайностей, Опасаясь "различных случайностей", Чуковский, мысля логически Говорит только зоологически. Довольно кокошить Кокошами Наших детей сознание. Довольно пичкать галошами Жажду детей к познанию. Хороши головастики-хвастики, Хоть в Берлине под спрутом свастики. Но не в духе Корнея манера Писать про дворцы пионера, Про любое советское чудо – Про метро, про парад МЮДа 2 , Про ребят счастливый мир Без заношенных Моев-до-дыр. <…> Зоологически ясны Стихи Корнея без подчистки Быть могут переведены На языки любой фашистски- Зоологической страны. Корней, как смелый бегемот В гнилое болото бредет. Продуктивна ли будет работа Из болота тащить бегемота?» 3 2 1 Чуковский К. И. Дневник. 1901–1929… С. 446. 2 МЮД – Международный юношеский день. 3 РГАЛИ. Ф. 630. Оп. 1. Д. 98. Л. 24–24об. (Орфография и стиль документа сохранены. – А.Р. )

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=