ДЕТИ И ДЕТСТВО В ИСТОРИИ КУЛЬТУРЫ: СОВРЕМЕННЫЕ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ

103 По социальным группам исследователи пришли к выводу, что чем куль- турнее и материально обеспеченнее среда, тем спрос на сказку ниже. У детей рабочих, как и у детей низшего слоя служащих, сказка занимала второе место (от 20,6 % до 16,7 %), у детей высших и средних слоев служащих – на третьем месте (около 13 %). У пионеров сказка занимает 4-е место после быта, революционной литера- туры и приключений (12,3 %), у неорганизованных детей – 2-е место после бы- та (18,8 %); зоологическая беллетристика соответственно 4,0 % и 4,5 %. Пора- зительная разница в спросе свободном и по школьным заданиям: если в первом случае сказка занимает второе место после быта (18,3 %), то в школьном спросе сказки вообще нет. В читальне спрос на сказку занимал 1-е место (21,4 %), в абонементе – 3-е (11,2 %), уступая быту и приключениям. Подчеркну, что эти данные отражают состояние спроса на сказку, которую в СССР почти не издавали. В читательском спросе преобладала народная сказка. У 8–9-летних лиди- ровал спрос на «волшебное» (особенно у девочек) и сказки «про зверей». Еди- ничны спросы на сказки о феях и о царях. Наибольший спрос на сборники бра- тьев Гримм, Перро, сказки разных народов. Среди сказок о животных лидиро- вали сказки о лисе, «Три медведя», «Коза-дереза», «Кочеток и Курочка» и др. У девочек преобладали «трогательные» сказки – «Красная Шапочка», «Спящая Царевна», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Снегурочка»; у мальчи- ков – «Мальчик с пальчик», «Золотой Гусь», «Жар-Птица», «Кот в сапогах», «Морозко» и др. Из авторов лидировали Г. Х. Андерсен, А. С. Пушкин, П. П. Ершов, О. Уайльд, Ж. Санд. Из послереволюционных сказок запрашива- лись «Комар-Комарище» Я. П. Мексина, «Яшка из кармашка» Н. Огнёва, сказ- ки Л. Н. Зилова. С 10–11 лет дети спрашивали сказки об определенном герое: про царевну, про царя, про зайчика, про богатырей и т. д. Сказки животного эпоса занимают ничтожное место, преобладают сборники сказок народов мира. Лидировала волшебная сказка, преимущественно страшная и смешная: «Бова-Королевич», «Али-Баба», «Снегурочка», «Сказки о бабе-Яге», «Конек-Горбунок» и др. С 12–13 лет, особенно у девочек, преобладает спрос на «интересную сказку», про царей, про чёрта. Часто дети спрашивали о наличии «Песочных старичков» В. А. Смирнова, «Светлячков» Д. Н. Мамина-Сибиряка, из новых – «Жана бес- хлебного» П. Кутюрье. В 14–15 лет спрос на сказки уже единичен и не характе- рен 1 . Из этих данных следует, что политика цензурных органов шла вразрез с читательскими интересами детей, хотя в данном исследовании о сказках Чу- ковского нет упоминаний. Стоит заметить, что К. И. Чуковский подвергался не только гнету цензуры, но и нападкам со стороны «коллективных» взрослых – активистов и родителей. Наиболее известно коллективное воззвание родителей Кремлевского детсада (49 чел.) в 1929 г., призывавшее других родителей не читать своим детям книг Чуковского и его соратников, протестовать в печати против их издания и изъ- 1 Рубцова П. А . Указ. соч. С. 20–23, 27–31, 39, 41–42, 44–49, 57–60.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=