ДЕТИ И ДЕТСТВО В ИСТОРИИ КУЛЬТУРЫ: СОВРЕМЕННЫЕ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ
101 ждать, что рисунки неприличны: комарик стоит слишком близко к мухе, и они флиртуют. <…> Итак, мой “Крокодил” запрещен, “Муха-Цокотуха” запрещена, “Тараканище” не сегодня-завтра будет запрещен … » 1 . Исходя из этих дневнико- вых записей писателя видно, что «Крокодила» запрещали и до письма Круп- ской, но результатом её обращения в «Правду» стал полный запрет на все про- изведения Чуковского для детей. Осенью 1927 г. под цензурный пресс попал « Бармалей » , причем запрет ис- ходил не из Гублита, а из Соцвоса. Обоснование запрета со стороны дошколь- ного инспектора Махлиной было весьма симптоматичным для того времени: «…мы определенно считаем книжки Чуковского вредными для маленьких де- тей, так как они не в состоянии совершенно разобраться в его шутках и прини- мают за правду все его дикие рассказы про животных» 2 . Этот фактический за- прет на имя автора продолжался вплоть до смерти Сталина 3 , несмотря на то, что согласно спецзаписке ОГПУ, в марте 1932 г. Чуковский собирался лично просить генсека о разрешении печататься 4 . Проблему цензуры в советской детской литературе целесообразно рас- сматривать в тесной связи с читательскими интересами детей и представления- ми родителей о том, какой должна быть детская книга. Советская цензура «сверху», какой бы жесткой она ни была, без опоры на общественное мнение не имела бы полной легитимности и такого размаха даже в специфических усло- виях раннесоветского общества. В этой связи интересны результаты одного из многочисленных исследова- ний детских читательских интересов, проводимых в 1920-е гг. Оно выделяется на фоне других своей методической продуманностью и научной основательно- стью выводов. Речь идет об исследовании, проведенном сотрудниками отдела детского чтения Научно-педагогического института методов внешкольной ра- боты в 1925–1926 гг. В отличие от других подобных исследований, сотрудники института не стали прибегать к обычным педологическим методам – анкетному опросу (ро- дителей, педагогов, детей), изучению дневников читателей, сочинению, наблю- дению и т. д. Основной метод, примененный сотрудниками института – до- словная запись библиотекарем читательского спроса в момент естественного выбора в библиотеке (а также словесная оценка книги в момент её сдачи биб- лиотекарю), для чего были разработаны специальные карточки читательского спроса. Исследование проводилось в 54 библиотеках страны, от московских и республиканских до учреждений в малых городах и деревнях. Всего было охвачено исследованием около 5 тыс. детей от 7 до 15 лет. Читатели дифферен- 1 Чуковский К. И. Дневник. 1901–1929. М., 1991. С. 344. Спустя полгода «Крокодил» разре- шили печатать, однако в процессе издания книги какая-то комиссия (видимо, по чьему-то доносу) обратила внимание на её нецензурность, и на время разбирательства в марте 1926 г. книгу снова сняли с печатания [там же. С. 384]. 2 Цензура в Советском Союзе. 1917–1991. Документы / Сост. А. В. Блюм. М., 2004. С. 128. 3 Блюм А. В. Советская цензура... С. 222–224. 4 Власть и художественная интеллигенция. Документы ЦК РКП(б) – ВКП(б), ВЧК – ОГПУ – НКВД о культурной политике. 1917–1953 / Под ред. акад. А. Н. Яковлева. М., 2002. С. 171.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=