ДЕТИ И ДЕТСТВО В ИСТОРИИ КУЛЬТУРЫ: СОВРЕМЕННЫЕ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ

100 щей травле К. И. Чуковского и цензурным нападкам на его произведения (осо- бенно досталось тогда «Крокодилу»). Чуковский был назван «наиболее опас- ным» детским писателем, пишущим, по выражению Крупской, «буржуазную муть». По её мнению, «Приучать ребенка болтать всякую чепуху, читать всякий вздор, может быть, и принято в буржуазных семьях, но это ничего общего не имеет с тем воспитанием, которое мы хотим дать нашему подрастающему по- колению» 1 . Затем последовал публичный удар со стороны вдовы Я. М. Свердлова. Она была еще более категорична в формулировках: «Мы должны взять под обстрел Чуковского и его группу потому, что они проводят идеологию мещанства. <…> Мы должны категорически поставить вопрос о том, что с группой Чуковского нам в детской литературе не по пути» 2 . К слову, влиятельных критиков Чуков- ского не интересовало, что «Крокодил» был написан им в 1915 г., а впервые напечатан в январе 1917 г. Рис. 17. К. И. Чуковский Рис. 18. Чуковский К. Крокодил. Поэма для маленьких детей. М., 1927. Обложка На самом деле проблемы с цензурой у Чуковского начались задолго до статьи в «Правде», и не только с «Крокодилом». Основная проблема Чуковско- го для властей состояла в том, что он был талантлив и популярен среди детей, а главное – внутренне свободен. 1 августа 1925 г. Чуковский пишет в своем дневнике: «…в Гублите запретили “Муху-Цокотуху”. “Тараканище” висел на волоске – отстояли. Но “Муху” отстоять не удалось. Итак, мое наиболее весе- лое, наиболее музыкальное, наиболее удачное произведение уничтожается по- тому, что в нем упомянуты именины!!! Тов. Быстрова <…> объяснила мне, что комарик – переодетый принц, а Муха – принцесса. <…> [Она] стала утвер- 1 Крупская Н. К. О «Крокодиле» К. Чуковского // Крупская Н. К. Педагогические сочинения: В 10 т. Т. 10. С. 252–256. 2 Свердлова К. Т. О «Чуковщине» // Красная печать. 1929. № 9–10. С. 92–94.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=