Музейный Вестник ТГПУ им Л.Н. Толстого

Страницы истории университета в лицах В. Т.Бондаренко УЧИТЕЛЬ С НАМИ Среди памятных дат на 2005 г., поме­ щенныхвжурнале «Рус­ ский язык в школе» (№6, 2004 г.), значит­ ся 90-летие со дня рож­ дения замечательного русского ученого и че­ ловека Владимира Лео­ нидовичаАрхангельско­ го. Глубоко символично и примечательно, что его имя стоит в созвездии имен таких выдающих­ ся и блестящихлингвистов, какМ. И. Михельсон, А А. Потебня, И. А. Бодуэн де Куртене, Ш. Балли, Ж. Вандриес, И. С. Срезневский, Л. В. Щерба, В. В. Виноградов и др., чьидни памяти отмечаются общественностью и научными кругами в 2005 г. Этим гигантам лингвистики В. Л. Архангельский поклонялся в своей научнойжизни, к ним приви­ вал пиетет своим ученикам. Благосклонная судьба дала мне возмож­ ность довольно продолжительное время знать Владимира Леонидовича и находиться с ним рядом. Я имел честь и счастье быть одним из его учеников в период разных этапов своего жизненного становления и научно-педагогиче­ ского усовершенствования, сначала — будучи студентом историко-филологического факульте­ та нашего вуза, потом — аспирантом, затем — когда работал с ним на одной кафедре. Сейчас, когда прошло почти три десятиле­ тия после кончиныУчителя, мне яснее представ­ ляется вся масштабность, исключительность и многогранность его личности. Как и его куми­ ры в науке —И. А Бодуэн де Куртене, А. А. Шах­ матов, А. А. Потебня, Л. В. Щерба и В. В. Виног­ радов (особенно), —Владимир Леонидович был ученым по природным дарованиям, по призва­ нию. Учеников и всех знавших В. Л. Архангель­ ского поражало его какое-то благоговейное от­ ношение к науке. Научная работа была для него не только профессией, а чем-то неизмеримо боль­ шим —исканием истины! Родной фразеологии Владимир Леонидович служилпоистине самозабвенно, рыцарски и без­ мерно гордился вкладом русских ученых в ее становление. «В создании и развитии теории общей фразеологии необходимо решительно подчеркнуть безусловный и неоспоримый при­ оритет отечественного и особенно советского языкознания, которое значительно опередило в этом отношении зарубежное языкознание в капиталистических странах, где теоретическая фразеология находится еще в пеленках или ее не существует», — говорил он в 1974 г. на координационном совещании по вопросам фра­ зеологии в Самарканде. С течением времени на­ учный вклад В. Л. Архангельского в развитие фразеологии как самостоятельной дисципли­ ны предстает еще более весомым и значимым. К его трудам фразеологи еще долго будут об­ ращаться и находить в них все новые и новые грани в свете меняющихся парадигм знаний и новых задач. По призванию и убеждению был Влади­ мир Леонидович и научным руководителем, учи­ телем. Он с редкой охотой делился своими на­ учными знаниями, любилучить и умел это делать превосходно. Приученный полностью отдавать­ ся научной работе, он и аспирантов своих учил работать много, основательно, системно, само­ стоятельно и относиться к своему труду с лю­ бовью и уважением. Для нас, учеников, он не жалел ни времени, ни труда, ни идей. Но и спра­ шивал с нас по большому счету. Мы проливали семь потов в работе над текстом, избавляясь от словесной шелухи и лишнего упаковочного ма­ териала, чтобы добиться необходимого резуль­ тата и заслужить «добро» от Учителя. Некото­ рые не выдерживали испытаний «медными трубами» и сходили с дистанции. Но зато как же радовался (как ребенок!) Учитель, когда чи­ тал, смакуя, удачно сотворенный текст! Больше самого ученика! Высшей и любимой его похва­ лой было восклицание «Классика!». Заботясь о становлении фразеологии, Вла­ димир Леонидович всячески стимулировал сво­ их учеников к исследованию нерешенных и спорных вопросов, выбирая для них актуальные и острые, горячие научные темы. Он постоянно внушал нам, что русская фразеология развива­ ется не только и не столько в Академии Наук, сколько в университетах и педагогических ву­ зах, при этом не только вМоскве и Ленинграде,

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=