Музейный Вестник ТГПУ им Л.Н. Толстого

Изучая мир природы Л. А. Терехина НА ПОЛЕ РУССКОЙ СЛАВЫ Тогда, десять лет назад, в самой середине девяностых, подготовка учителей географии и годом позже экологии была для Тульского госу­ дарственного педагогического университета им. Л. Н. Толстого делом новым и хлопотным. На естественнонаучном факультете наряду с ос­ воением теоретических дисциплин, формирова­ нием материально-технической базы встал воп­ рос учебных полевых практик. В этот же период в октябре 1996 г. Кулико­ во поле получает статус Государственного воен­ но-исторического и природного музея-заповед­ ника на основанииПостановленияПравительства РФ «О создании и мерах по обеспечению дея­ тельности Государственного военно-историче­ ского музея-заповедника "Куликово поле" в Туль­ ской области» [1]. Несмотря на то, что Куликово поле привлекало внимание исследователей дли­ тельное время (по преданию, еще Петр I осмат­ ривал эту территорию), базу для основания и со­ здания здесь охраняемой историко-культурной территории составили исследования, проводимые с 1979 г. специалистами Государственного Исторического музея (ГИМ) и Института геогра­ фии РАН (ИГ РАН) при участии других научных учреждений Тулы и Москвы. Территория музея с охраняемыми зонами составляет 16,5 тыс. га. Музей-заповедник за­ нимает земли на стыке Богородицкого, Кимовс- кого и Куркинского районов Тульской области. Географически его территория расположена на участке ландшафта северной лесостепи Русской равнины в бассейне верхнего течения Дона при слиянии его с Непрядвой. Она включает в себя историческое место битвы с прилегающими уча­ стками, а также комплекс уникальных археоло­ гических, мемориальных, архитектурных и при­ родно-ландшафтных памятников. Молодой музей-заповедник, сохраняя преемственность про­ ведения научных исследований, расширил и уг­ лубил тематику научных разработок. Базовым документом этой системной комплексной рабо­ ты становится детально проработанная научная концепция развития музея-заповедника [2]. Договор о совместной научно-исследова­ тельской и учебной деятельности между ТГПУ им. Л. Н. Толстого и музеем-заповедником позво­ лил включить студентов-географов и биологов в фундаментальные комплексные исследования, проводимые сотрудникамиИГРАН, ГИМифакуль­ тетом почвоведения МГУ им. М. В.Ломоносова по изучению природного и историко-культурного на­ следия одного из трех полей ратной славы России. Год от года у студентов рос и расширялся интерес к практической научно-исследователь­ ской работе, проявлялась их творческая актив­ ность и самостоятельность. Преподаватели и студенты университета становятся участника­ ми научных и научно-практических конферен­ ций [3—5]. Темы выпускных квалификацион­ ных (дипломных) работ «Морфология карстовых ландшафтов Куликова поля» (студ. Е. В. Мишу- стина), «История развития овражно-балочной сети района Куликова поля» (студ. В. А. Ефре­ мов), «Ландшафтно-экологические особенности ООПТ музея-заповедника "Куликово поле"» (студ. О. А. Гюнтер), «Геологические памятники природы на территории музея-заповедника "Ку­ ликово поле" и их экологическое состояние» (студ. Е. В. Кошелева), «Особенности почвенно­ го покрова музея-заповедника "Куликово поле"» (студ. О. Д. Старцева), «Разработка программы мониторинговых метеонаблюдений на террито­ рии музея-заповедника "Куликово поле"» (студ. Е. В. Кулакова), «Создание проекта каркаса тер­ ритории Куликова поля» (студ. С. П. Смыкин), «Этнография Куликова поля» (студ. Н. В. Гале- утдинова) и другие подтверждают широкий ох­ ват в направлениях научных работ заповедной территории с участием будущих учителей гео­ графии и экологии [6]. Студенты и преподава­ тели Тульского педагогического университета принимают активное участие в подготовке и про­ ведении праздников и юбилейных дат. Вместе с учащимися сельских и городскихшкол они вклю­ чаются в работы по сохранению и восстановле­ нию биоразнообразия уникальной территории тульской земли (восстановление степных, луго­ вых и лесных экосистем на наиболее репрезен­ тативных участках: ЗеленойДубравы, ковыльной степи, склонах по р. Смолке). Результатом фло­ ристических исследований преподавателей и сту­ дентов университета становятся образцы герба­ риев, собранные и оформленные для хранения в фондах музея-заповедника и фондах универ­ ситетского научного гербария.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=