Музейный Вестник ТГПУ им Л.Н. Толстого

Изучая мир природы кристаллохимии, химии окружающей среды, геохимии и др., популяризации геологической науки, а также для ознакомления студентов и школьников с проблемами освоения минераль­ ного сырья. Фонд пополняется за счет отдельных об­ разцов и коллекций, поступивших в дар факуль­ тету от различных организаций, а также образ­ цов, собранных студентами во время учебных полевых практик по геологии (рис. 2). Прохо­ дит обмен образцами с учебными заведениями г. Тулы. Коллекция содержит минералы и гор­ ные породы, встречающиеся на территории Рос­ сии. Есть экземпляры необработанных поделоч­ ных и драгоценных камней, используемых в ювелирном деле. Материалы систематизированы по следу­ ющим направлениям. Систематическая коллек­ ция представляет собой образцы, характеризу­ ющие разнообразие видов и разновидностей минералов по составу, морфологии, физическим свойствам, ассоциациям с другими минералами (рис. 3). Коллекция кристаллов содержит пред­ ставителей различных кристаллических систем (сингоний). В нее подобраны, как правило, хо­ рошо образованные кристаллы, характеризую­ щие известные формы природной огранки. Коллекция месторождений характеризует на­ бор минеральных видов, комплексы минераль­ ных ассоциаций и генетические особенности отечественных месторождений, в том числе и территории Тульской области. Коллекция об­ разований и превращений минералов содержит образцы, демонстрирующие различные спосо­ бы роста, изменений и замещений минералами друг друга, процессы образования минералов. Подобрана также коллекция окаменелостей ис­ копаемых организмов. В настоящее время со­ здается иллюстративный материал, банк ком­ пьютерных программ по геологии. Р ис . 2. Сбор палеонтологического материала во время полевой практики по геологии на Рождественском каменном карьере Рис. 3. Малахит. Урал Целью работы экологического музея явля­ ется формирование экологической культуры студентов и реализуется она в решении следую­ щих задач: —усвоение ведущих идей, основных поня­ тий и научных фактов о природе, на базе кото­ рых определяется оптимальное воздействие че­ ловека на окружающую среду в соответствии с ее законами; — понимание многосторонней ценности природы и овладение прикладными знаниями и умениями в изучении и оценке состояния окру­ жающей среды; — развитие потребности в общении с при­ родой и формирование сознательного соблюде­ ния норм и правил поведения в природе; —организация деятельности по улучшению природной и преобразованной среды; — расширение личного опыта в пропаган­ де современных идей охраны природы. Основу экологического музея могут поло­ жить экспонаты, подготовленные в рамках про­ ведения геоэкологической научной работы, а так­ же материалы настенного периодического журнала «Ойкумена», издающегося студентами, обучающимися по специальности «Экология» и специализации «Экологическое образование» в течение последних пяти лет под руководством доцента Н. С. Карташовой. «Ойкумена» затрагивает самые разнообраз­ ные проблемыжизнеобитания человека, начиная с планетарных и заканчивая проблемами города, университета, факультета. Периодичность изда­ ния журнала — 4 раза в год (зима, весна, лето, осень). Шесть рубрик журнала подобраны по принципу «экологической матрешки»: от внеш­ ней сферы жизнеобитания человека с экологи­ ческими проблемами планетарного характера до самой маленькой сферы, относящейся к ок­ ружению студентов в период обучения в вузе.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=