Музейный Вестник ТГПУ им Л.Н. Толстого
Изучая мир природы ной работе университета, общественной жиз ни города. Информация об открытии после реконст рукции и работе музея транслировалась по туль скому радио и телевидению, что способствовало популяризации его среди жителей города. Фонды музея используются как основа и справочный материал для научных исследо ваний преподавателей и аспирантов кафедры зоологии, а также для консультаций студентов по выполнению курсовых и дипломных работ. По материалам музея было опубликовано не сколько научных статей фаунистического и эко логического характера. Взоомузее преподавателями естественнона учного факультета и факультета психологии и педагогики развития ребенка проводится более 50лабораторно-практических занятий со студен тамиразличных курсов по зоологии беспозвоноч ных и позвоночных, теории эволюции, биогеогра фии, экологии, методике преподавания биологии. По экспозиции разработаны методические рекомендации к проведению 22 обзорных и тематических экскурсий для студентов и школь ников. Студенты различных факультетов быва ют вмузее, помимо занятий, вДень знаний, День птиц, во время воспитательных мероприятий, а также в свободное от учебы время. Ежегодно зоомузей посещают более 1500 учащихся школ города и области, для которых заведующая му зеем проводит экскурсии. Кроме того, она консультирует студентов во время педпракти ки, учителей школ и педагогов центров детского творчества по созданию коллекций. На протя жении многих лет музей используется для сту денческих олимпиад, областных олимпиад уча щихся и подготовки школьников к участию в российских олимпиадах. Вмузее проходят также мероприятия вос питательного характера: зоологический КВН, беседы эстетического направления «Музыка и природа», «Животные в живописи» и пр. Развернуто сотрудничество с другими му зеями, имеющее различную направленность и значение. Вчастности, при создании и опреде лении коллекции насекомых были использова ны консультации сотрудников зоологического музея МГУ. Совместные экспедиции и иссле дования были предприняты с музеем-заповед ником «Куликово поле». На базе зоомузея было проведено заседание природоведческой секции научно-практической конференции «Проблемы ландшафтов Куликова поля». Районному крае ведческому музею г. Венева была оказана по мощь в создании коллекции насекомых. Периодически формируется передвижная экспозиция для участия в выставках, организуе мых в университете и в городе, в частности, по священныхДню города —«Тула —Родина моя». Зоомузей посещают гости университета и гости города. Здесь побывали сотрудники инсти тута географии РАН иМосковской сельскохозяй ственной академии им. К. А. Тимирязева, профес сор Иллинойского университета М. Терранс, атташе по культуре посольстваФранции в России г-жа Кулюанье и многие, многие другие. Как уже было сказано, зоологический му зей играет большую роль в различных видах деятельности, различных сферах познания. Здесь посетители, будь то школьники, студенты, препо даватели или иные, получают еще одно нагляд ное, сублимированное представление об одном из компонентов биосферы —оживотных. Тотфакт, чтоколлекция расположена в систе матическомпорядке, способствуетпониманию сис темности организациижизни, об ином порядке — изначальном, составляющем основунашегомира. Особое внимание следует уделить живопис ному оформлению музея. Панорама и росписи уже сами по себе имеют художественную цен ность, несут эмоциональную нагрузку и участву ют таким образом в эстетическом воспитании. Но самое важное, они представляют животных раз ных зон в их естественной среде, обеспечивая эко логическое и эволюционное восприятие живот ногомира. Мы видим здесь отражение природной целесообразности и адаптированности всего су щего на этой Земле. Разнообразие и многочис ленность экспонатов отражают многообразие формживотного мира и также способствуют эво люционному осмыслению экспозиции. Обобщая сказанное, можно отметить, что коллекция зоологического музея и характер де ятельности на его базе способствует расшире нию кругозора, формированию биологического мышления, изучению биологии. Существует еще один аспект, о котором не возможно умолчать. В большинстве случаев зна ние биологии —науки ожизни —определяет осо бое, гуманистическое отношение к ней. Познавая природу, вглядываясь вудивительный, добрыймир вокруг себя, человекпознает истины, заложенные в ней, несущие изначальную целесообразность и изначальную справедливость. Таким образом, мож но говорить и о духовной роли зоомузея, способ ствующего познанию мира и гуманизации мыш лениялюдей. Особенно этопредставляется важным для воспитания подрастающего поколения, воспи тания будущих педагогов. Это поднимает воспи тание и обучение на новый уровень, способствует формированию человека с особым типом мышле ния, чаловека-гуманиста. Такойчеловек, такойучи тель может раскрыть окружающим глаза на наш прекрасный и страдающий мир.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=