Музейный Вестник ТГПУ им Л.Н. Толстого

Изучая мир природы ной работе университета, общественной жиз­ ни города. Информация об открытии после реконст­ рукции и работе музея транслировалась по туль­ скому радио и телевидению, что способствовало популяризации его среди жителей города. Фонды музея используются как основа и справочный материал для научных исследо­ ваний преподавателей и аспирантов кафедры зоологии, а также для консультаций студентов по выполнению курсовых и дипломных работ. По материалам музея было опубликовано не­ сколько научных статей фаунистического и эко­ логического характера. Взоомузее преподавателями естественнона­ учного факультета и факультета психологии и педагогики развития ребенка проводится более 50лабораторно-практических занятий со студен­ тамиразличных курсов по зоологии беспозвоноч­ ных и позвоночных, теории эволюции, биогеогра­ фии, экологии, методике преподавания биологии. По экспозиции разработаны методические рекомендации к проведению 22 обзорных и тематических экскурсий для студентов и школь­ ников. Студенты различных факультетов быва­ ют вмузее, помимо занятий, вДень знаний, День птиц, во время воспитательных мероприятий, а также в свободное от учебы время. Ежегодно зоомузей посещают более 1500 учащихся школ города и области, для которых заведующая му­ зеем проводит экскурсии. Кроме того, она консультирует студентов во время педпракти­ ки, учителей школ и педагогов центров детского творчества по созданию коллекций. На протя­ жении многих лет музей используется для сту­ денческих олимпиад, областных олимпиад уча­ щихся и подготовки школьников к участию в российских олимпиадах. Вмузее проходят также мероприятия вос­ питательного характера: зоологический КВН, беседы эстетического направления «Музыка и природа», «Животные в живописи» и пр. Развернуто сотрудничество с другими му­ зеями, имеющее различную направленность и значение. Вчастности, при создании и опреде­ лении коллекции насекомых были использова­ ны консультации сотрудников зоологического музея МГУ. Совместные экспедиции и иссле­ дования были предприняты с музеем-заповед­ ником «Куликово поле». На базе зоомузея было проведено заседание природоведческой секции научно-практической конференции «Проблемы ландшафтов Куликова поля». Районному крае­ ведческому музею г. Венева была оказана по­ мощь в создании коллекции насекомых. Периодически формируется передвижная экспозиция для участия в выставках, организуе­ мых в университете и в городе, в частности, по­ священныхДню города —«Тула —Родина моя». Зоомузей посещают гости университета и гости города. Здесь побывали сотрудники инсти­ тута географии РАН иМосковской сельскохозяй­ ственной академии им. К. А. Тимирязева, профес­ сор Иллинойского университета М. Терранс, атташе по культуре посольстваФранции в России г-жа Кулюанье и многие, многие другие. Как уже было сказано, зоологический му­ зей играет большую роль в различных видах деятельности, различных сферах познания. Здесь посетители, будь то школьники, студенты, препо­ даватели или иные, получают еще одно нагляд­ ное, сублимированное представление об одном из компонентов биосферы —оживотных. Тотфакт, чтоколлекция расположена в систе­ матическомпорядке, способствуетпониманию сис­ темности организациижизни, об ином порядке — изначальном, составляющем основунашегомира. Особое внимание следует уделить живопис­ ному оформлению музея. Панорама и росписи уже сами по себе имеют художественную цен­ ность, несут эмоциональную нагрузку и участву­ ют таким образом в эстетическом воспитании. Но самое важное, они представляют животных раз­ ных зон в их естественной среде, обеспечивая эко­ логическое и эволюционное восприятие живот­ ногомира. Мы видим здесь отражение природной целесообразности и адаптированности всего су­ щего на этой Земле. Разнообразие и многочис­ ленность экспонатов отражают многообразие формживотного мира и также способствуют эво­ люционному осмыслению экспозиции. Обобщая сказанное, можно отметить, что коллекция зоологического музея и характер де­ ятельности на его базе способствует расшире­ нию кругозора, формированию биологического мышления, изучению биологии. Существует еще один аспект, о котором не­ возможно умолчать. В большинстве случаев зна­ ние биологии —науки ожизни —определяет осо­ бое, гуманистическое отношение к ней. Познавая природу, вглядываясь вудивительный, добрыймир вокруг себя, человекпознает истины, заложенные в ней, несущие изначальную целесообразность и изначальную справедливость. Таким образом, мож­ но говорить и о духовной роли зоомузея, способ­ ствующего познанию мира и гуманизации мыш­ лениялюдей. Особенно этопредставляется важным для воспитания подрастающего поколения, воспи­ тания будущих педагогов. Это поднимает воспи­ тание и обучение на новый уровень, способствует формированию человека с особым типом мышле­ ния, чаловека-гуманиста. Такойчеловек, такойучи­ тель может раскрыть окружающим глаза на наш прекрасный и страдающий мир.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=