Музейный Вестник ТГПУ им Л.Н. Толстого

Музейный вестник ТГПУ им. Л. Н. Толстого 2005 А. В.Шадская, Г.К. Трещилина УЧЕБНАЯ И ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА КАФЕДРЫ ДУХОВНОГО НАСЛЕДИЯ Л. Н. ТОЛСТОГО В ПРОЦЕССЕ ТВОРЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА С МЕМОРИАЛЬНОЙ КОМНАТОЙ Л. Н. ТОЛСТОГО В середине 90-х годов XX века по инициа­ тиве ректората и профессорско-преподаватель­ ского состава ТГПУ им. Л. Н. Толстого в первом корпусе вуза была открыта Мемориальная ком­ ната Л. Н. Толстого. Это решение было законо­ мерным. Висторическом здании на улице Мен­ делеевской, в бывшей классической гимназии, Лев Николаевич бывал много раз: здесь учились, сдавали экзамены его дети; здесь он встречался с передовой педагогической общественностью. В ряду государственных музеев —Ясная Поля­ на, Государственный музейЛ. Н. Толстого вМос­ кве и его филиалы — скромное, но достойное место в стенах университета, носящего его имя, заняла Мемориальная комната нашего велико­ го земляка. В подборе экспонатов, в оформле­ нии экспозиции принимали участие преподава­ тели вуза, в том числе члены кафедры духовного наследия Л. Н. Толстого, созданной в те же годы; сотрудники музеев, студенты. Задачи сохранения, изучения, популяризации творческого наследия Л. Н. Толстого — худож­ ника, педагога, мыслителя —лежат в общей пара­ дигме духовного и культурного преобразования России. Преподаватели кафедры духовного на­ следия Л. Н. Толстого в своей педагогической де­ ятельности основываются на принципах, опре­ деленных Законом Российской Федерации «Об образовании»: 1) гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития лично­ сти. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье; 2) единство федерального культурного и образовательного пространства. Защита и раз­ витие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства *. В духовном наследии Л. Н. Толстого, в са­ мой его жизни заложены великие идеи гума­ низма, ненасилия, свободы личности, уважения к родной культуре и к культурам других наро­ дов —идеи, сделавшие Толстого одним из муд­ рецов мира. Все это является методологической базой учебных курсов, которые читают препо­ даватели кафедры, и проводимых мероприятий научной и воспитательной направленности. Вместе с тем Толстой остается великим сыном России, нашим национальным достояни­ ем и нашим земляком. Исследование памятных мест Тульского края, с которыми тесными уза­ ми был связан Толстой, —это мощное средство формирования у молодежи исторической памя­ ти, о которой писал в свое время академик Д. С. Лихачев, исторического и культурного са­ мосознания нового поколения граждан России и нового поколения туляков. Историческое и ли­ тературное краеведение является одним из ком­ понентов содержания учебных дисциплин, раз­ работанных кафедрой духовного наследия Л. Н. Толстого, деятельность которой вданном на­ правлении соотносится с мысльюД. С. Лихачева: «Краеведение учит людей не только любить свои родные места, но и знанию о них, приучает интересоваться историей, искусством, литерату­ рой, повышать свой культурный уровень. Это самый массовый вид науки: в сборе материалов могут принимать участие и большие ученые, и школьники» ” . Уникальность личности Л. Н. Толстого и пути ее становления —бесценный пример для человека, стоящего перед выбором своей судь­ бы, своей цели в жизни и способа достижения этой цели. Приобщение молодежи к жизнен­ ному опыту гения через изучение его трудов или через знакомство с музейными экспозици­ ями — это стимул собственного, индивидуаль­ ного духовного движения и совершенствования. Толстой писал: «Одно из самых обычных заб- *Закон Российской Федерации «Об образовании». —М.: ТЦ «Сфера», 2005. —С. 7. ” Лихачев Д. С. Учит земля родная / / Вестник Союза краеведов России. — 1992. —№ 1. —С. 8.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=