Музейный Вестник ТГПУ им Л.Н. Толстого
'Музейный вестник ТГПУ им. Л. Н. Толстого 2005 - othf — обеспечение археологического музея Оборудованием для экспедиции как основной формы пополнения фондов музея, организация реставрационной мастерской музея «Палата древностей». В исследовании использовался комплекс методов: теоретического изучения проблем задействования музейных объектов универси тетов как единого комплекса в учебной, учеб но-методической, научно-исследовательской, воспитательной и просветительской работе вуза, мониторинг готовности музейных объектов ТГПУ им. Л. Н. Толстого к функционированию в режиме единого музейного комплекса, ретрос пективного анализа процесса формирования музейных объектов ТГПУ, их взаимодействия с социокультурной средой региона. Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого —вуз, открытый 19 сентября 1938 года Постановлением Совета Народных Комиссаров РСФСР, является идеаль ной экспериментальной площадкой для отработ ки комплекса идей, связанных с формировани ем университетского музейного комплекса. Музейные экспозиции размещены здесь на площади 722 м2и включают в себя: — имеющий более тысячи единиц хране ния Музей истории университета площадью 172,2 м2, начало создания которого относится к 1966 г. Важной составной частью этого му зея является библиотека научных трудов ученых университета, собранная за сорок с лишним лет, и коллекция творческих работ студентов; —открытый в 1985 г. Музей обороны горо да Тулы с экспозицией в 88,8 кв. м., располагаю щий более 300 единиц хранения и включающий в экспозицию диораму «Бои на южной окраине г. Тулы»; —открытую в 1995 г. Мемориальную ком натуЛ. Н. Толстого, представляющую собой ли тературно-краеведческую экспозицию «Лев Ни колаевич Толстой и мужская классическая гимназия» (34,2 м2), включающую в себя более 700 единиц хранения; — организованный в 1996 году на базе 'двадцатилетнего опыта-работы кабинета архео логии археологический музей «Палата древнос тей» (110 м2).Собранная здесь коллекция пред ставляет почти все археологические Культуры, когда-либо существовавшие на территории Рос сии и СНГ. Фонд музея составляет 2468 учет ный единиц и постоянно пополняется в ходе работы археологических экспедиций ТГПУ («Бе линская археологическая экспедиция» (БАЗ), археологическая экспедиция «Куликово поле»), а так же благодаря связи музея с крупнейшими научными центрами России и ближнего зарубе жья (Институт археологии РАН, Институт архео логии АН Украины и др.). Направлениями научного анализа пробле мы «Университетский музейный комплекс» в 2005 г. были: —теоретическое обоснование реорганиза ции музейных объектов университета в единый университетский музейный комплекс; — анализ функционирования музеев вуза как единого комплекса; — моделирование и апробация задейство вания университетского музейного комплекса в учебно-методической, научной, воспитательной работе ТГПУ. В основе реорганизации музейных объек тов ТГПУ им. Л. Н. Толстого лежит интегратив ный подход, позволяющий объединить профиль ные факультетские музеи и музейные объекты в единый университетский музейный комплекс с общими целями и задачами работы, с единой «политикой» выполнения своих функций —на учно-документационной, охранной, исследова тельской, образовательной и воспитательной — через различные виды социального партнерства, и в первую очередь со студентами. Музейный комплекс ТГПУим. Л. Н. Толсто го должен стать учебным, научно-просветитель ным подразделением университета и государ ственным хранилищем памятников истории и литературы. Включение потенциала музейного комплек са в научно-исследовательскую работу препода вателей и студентов ТГПУ в процессе формиро вания университетского музейного комплекса развивается в различных направлениях и формах через задействование объектов университетско го музейного комплекса в научно-исследователь ской работе студентов (НИРС). Исследователь ская работа будущего учителя, выполняемая в процессе педагогической подготовки в вузе, яв ляется важнейшим этапом на пути его профес сионального становления. Система исследова тельской работы студентов в университете складывается из двух взаимосвязанных компо нентов: учебно-исследовательской деятельнос ти и научно-исследовательской деятельности, образующих единый исследовательский комп лекс, включающий такие взаимодополняющие виды, как: 1) НИРС, встроенная в учебный про- цесе;<2) НИРС, дополняющая учебный процесс. Основное содержание первого вида НИРС составляют: изучение и анализ литературы для выполнения учебно-исследовательской работы, подготовка рефератов, докладов, содержащих эле менты научных исследований; выполнение кон кретных нетиповых заданий исследовательского 6
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=