Музейный Вестник ТГПУ им Л.Н. Толстого

'Музейный вестник ТГПУ им. Л. Н. Толстого 2005 - othf — обеспечение археологического музея Оборудованием для экспедиции как основной формы пополнения фондов музея, организация реставрационной мастерской музея «Палата древностей». В исследовании использовался комплекс методов: теоретического изучения проблем задействования музейных объектов универси­ тетов как единого комплекса в учебной, учеб­ но-методической, научно-исследовательской, воспитательной и просветительской работе вуза, мониторинг готовности музейных объектов ТГПУ им. Л. Н. Толстого к функционированию в режиме единого музейного комплекса, ретрос­ пективного анализа процесса формирования музейных объектов ТГПУ, их взаимодействия с социокультурной средой региона. Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого —вуз, открытый 19 сентября 1938 года Постановлением Совета Народных Комиссаров РСФСР, является идеаль­ ной экспериментальной площадкой для отработ­ ки комплекса идей, связанных с формировани­ ем университетского музейного комплекса. Музейные экспозиции размещены здесь на площади 722 м2и включают в себя: — имеющий более тысячи единиц хране­ ния Музей истории университета площадью 172,2 м2, начало создания которого относится к 1966 г. Важной составной частью этого му­ зея является библиотека научных трудов ученых университета, собранная за сорок с лишним лет, и коллекция творческих работ студентов; —открытый в 1985 г. Музей обороны горо­ да Тулы с экспозицией в 88,8 кв. м., располагаю­ щий более 300 единиц хранения и включающий в экспозицию диораму «Бои на южной окраине г. Тулы»; —открытую в 1995 г. Мемориальную ком­ натуЛ. Н. Толстого, представляющую собой ли­ тературно-краеведческую экспозицию «Лев Ни­ колаевич Толстой и мужская классическая гимназия» (34,2 м2), включающую в себя более 700 единиц хранения; — организованный в 1996 году на базе 'двадцатилетнего опыта-работы кабинета архео­ логии археологический музей «Палата древнос­ тей» (110 м2).Собранная здесь коллекция пред­ ставляет почти все археологические Культуры, когда-либо существовавшие на территории Рос­ сии и СНГ. Фонд музея составляет 2468 учет­ ный единиц и постоянно пополняется в ходе работы археологических экспедиций ТГПУ («Бе­ линская археологическая экспедиция» (БАЗ), археологическая экспедиция «Куликово поле»), а так же благодаря связи музея с крупнейшими научными центрами России и ближнего зарубе­ жья (Институт археологии РАН, Институт архео­ логии АН Украины и др.). Направлениями научного анализа пробле­ мы «Университетский музейный комплекс» в 2005 г. были: —теоретическое обоснование реорганиза­ ции музейных объектов университета в единый университетский музейный комплекс; — анализ функционирования музеев вуза как единого комплекса; — моделирование и апробация задейство­ вания университетского музейного комплекса в учебно-методической, научной, воспитательной работе ТГПУ. В основе реорганизации музейных объек­ тов ТГПУ им. Л. Н. Толстого лежит интегратив­ ный подход, позволяющий объединить профиль­ ные факультетские музеи и музейные объекты в единый университетский музейный комплекс с общими целями и задачами работы, с единой «политикой» выполнения своих функций —на­ учно-документационной, охранной, исследова­ тельской, образовательной и воспитательной — через различные виды социального партнерства, и в первую очередь со студентами. Музейный комплекс ТГПУим. Л. Н. Толсто­ го должен стать учебным, научно-просветитель­ ным подразделением университета и государ­ ственным хранилищем памятников истории и литературы. Включение потенциала музейного комплек­ са в научно-исследовательскую работу препода­ вателей и студентов ТГПУ в процессе формиро­ вания университетского музейного комплекса развивается в различных направлениях и формах через задействование объектов университетско­ го музейного комплекса в научно-исследователь­ ской работе студентов (НИРС). Исследователь­ ская работа будущего учителя, выполняемая в процессе педагогической подготовки в вузе, яв­ ляется важнейшим этапом на пути его профес­ сионального становления. Система исследова­ тельской работы студентов в университете складывается из двух взаимосвязанных компо­ нентов: учебно-исследовательской деятельнос­ ти и научно-исследовательской деятельности, образующих единый исследовательский комп­ лекс, включающий такие взаимодополняющие виды, как: 1) НИРС, встроенная в учебный про- цесе;<2) НИРС, дополняющая учебный процесс. Основное содержание первого вида НИРС составляют: изучение и анализ литературы для выполнения учебно-исследовательской работы, подготовка рефератов, докладов, содержащих эле­ менты научных исследований; выполнение кон­ кретных нетиповых заданий исследовательского 6

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=