Музейный Вестник ТГПУ им Л.Н. Толстого

Университетский музейный комплекс сегодня сии обращение к локальным исследованиям ак­ туализируется долговременным господством в отечественной гуманитарной научной мысли классового подхода, который ныне дополняется и качественно преобразуется в рамках разработ­ ки исторического материала с позиций «исто­ рии людей», посредством реализации методоло­ гии исторической антропологии. Студенческий возраст — период активно­ гоформирования личности, осознания себя граж­ данином страны, поэтому назрела необходимость определения теоретико-педагогических подходов к формированию гражданственности студентов, осознания имеющегося в. историческом аспекте социального и педагогического опыта, раскрытия перспектив и поиска необходимых форм работы по воспитанию студенчества, к созданию систе­ мы воспитательной работы в вузе. Организация музеев в высших учебных за­ ведениях, постоянное пополнение, тематическое расширение их экспозиций, научно обоснован­ ное документирование объектов, составляющих основу экспозиций, задействование музея в об­ разовательной, научной, воспитательной деятель­ ности вуза, системное, комплексное привлечение сотрудников вуза и студентов к работе, связан­ ной сформированием и функционированием музейных объектов несут в себе мощный потен­ циал для решения этой задачи. Музеи —исторически обусловленный мно­ гофункциональный институт социальной инфор­ мации, предназначенный для сохранения куль­ турно-исторических и естественнонаучных ценностей, накопления и распространения ин­ формации посредством музейных предметов. Документируя процессы и явления природы и общества, музей комплектует, хранит и исследу­ ет коллекции музейных предметов, а также ис­ пользует их в научных, образовательно-воспита­ тельных и пропагандистских целях. На современном этапе развития, когда об­ щество во многом испытывает тенденцию к ут­ рате духовных ценностей, когда насущной ста­ новится проблема исторической памяти и возрождения традиций национальной культуры, роль музеев чрезвычайно возрастает. Реализуя свою образовательно-воспитательную функцию, музей активно участвует в решении задач фор­ мирования научных взглядов на историю и со­ временность. Вотечественной педагогике активно иссле­ довался процесс воспитания учащейся молоде­ жи (Г. Д. Аверьянова, Р. Р. Бандура, Н. И. Болды­ рев, А. С. Бык, О. И. Волжина, Б. 3. Вульфов, А. Г. Давидюк, 3. Д. Джантакова, Е. И. Известно- ва, Р. М. Капралова, В. И. Кожокарь, Л. В. Кузне­ цова, А. Ф. Никитин, И. Н. Руссу, Я. В. Соколов, В.А. Сухомлинский, А. М. Шаленов, Т. А. Шинге- рей, Н. И. Щукин, Д. С. Яковлева и др.), но лишь в последние годы было обращено пристальное внимание на вопросы воспитания студентов. Единичны публикации, касающиеся воспитатель­ ных, образовательных, научных возможностей университетских музейных объектов. Тема те­ оретических основ создания и функционирова­ ния их как университетского музейного комп­ лекса является практически неисследованной. Между тем подлинными хранителямиживой «истории людей» являются музейные объекты высших учебных заведений: университетские здания, являющиеся памятниками истории и куль­ туры, собственномузеи вузов, тематическиемузеи, мемориальные комнаты, коллекции, экспозиции, памятники, мемориальныедоски, иные объекты. Длительнаяпрактикафункционированияуни­ верситетскихмузейныхобъектовубедительнопро­ демонстрировала недостаточную эффективность их изолированного использования без единой системы фиксации выставочных экспонатов и запасных фондов, без насыщения информаци­ онными технологиями, без увязки деятельности вузовскихмузеев с планамиучебно-методической, научно-исследовательской, воспитательной рабо­ ты университета, егофакультетов, кафедр, лабора­ торий, без налаженной системы контактов смузе­ ями других вузов, города, региона. Преодоление трудностей, выявившихся в ходе длительной работы музеев ТГПУ, посред­ ством объединения его музейных объектов в «университетский музейный комплекс», созда­ ние методики организации такого рода комп­ лексов в вузах страны являлось целью иссле­ дования, проведенного сотрудниками ТГПУ им. Л. Н. Толстого в рамках проекта «Универси­ тетский музейный комплекс», включенного в ве­ домственную научную программу федерально­ го агентства по образованию «Развитие научного потенциала высшей школы» (2005 г.). Основные задачами, которые предстояло решить в ходе реализации намеченной цели ис­ следования были: —разработка технологий создания универ­ ситетского музейного комплекса; — повышение эффективности деятельно­ сти музеев ТГПУ им. Л. Н. Толстого в учебной, учебно-методической, научно-исследовательс­ кой, воспитательной и просветительской рабо­ те университета; —повышениеролимузеевТГПУим. А Н. Тол­ стого в формировании единого социокультурного пространства Тульской области, а также на регио­ нальном и всероссийском уровнях; —издание научно-практического журнала «Музейный вестник ТГПУ им. Л. Н. Толстого»; 5

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=