Музейный Вестник ТГПУ им Л.Н. Толстого
Университетский музейный комплекс сегодня сии обращение к локальным исследованиям ак туализируется долговременным господством в отечественной гуманитарной научной мысли классового подхода, который ныне дополняется и качественно преобразуется в рамках разработ ки исторического материала с позиций «исто рии людей», посредством реализации методоло гии исторической антропологии. Студенческий возраст — период активно гоформирования личности, осознания себя граж данином страны, поэтому назрела необходимость определения теоретико-педагогических подходов к формированию гражданственности студентов, осознания имеющегося в. историческом аспекте социального и педагогического опыта, раскрытия перспектив и поиска необходимых форм работы по воспитанию студенчества, к созданию систе мы воспитательной работы в вузе. Организация музеев в высших учебных за ведениях, постоянное пополнение, тематическое расширение их экспозиций, научно обоснован ное документирование объектов, составляющих основу экспозиций, задействование музея в об разовательной, научной, воспитательной деятель ности вуза, системное, комплексное привлечение сотрудников вуза и студентов к работе, связан ной сформированием и функционированием музейных объектов несут в себе мощный потен циал для решения этой задачи. Музеи —исторически обусловленный мно гофункциональный институт социальной инфор мации, предназначенный для сохранения куль турно-исторических и естественнонаучных ценностей, накопления и распространения ин формации посредством музейных предметов. Документируя процессы и явления природы и общества, музей комплектует, хранит и исследу ет коллекции музейных предметов, а также ис пользует их в научных, образовательно-воспита тельных и пропагандистских целях. На современном этапе развития, когда об щество во многом испытывает тенденцию к ут рате духовных ценностей, когда насущной ста новится проблема исторической памяти и возрождения традиций национальной культуры, роль музеев чрезвычайно возрастает. Реализуя свою образовательно-воспитательную функцию, музей активно участвует в решении задач фор мирования научных взглядов на историю и со временность. Вотечественной педагогике активно иссле довался процесс воспитания учащейся молоде жи (Г. Д. Аверьянова, Р. Р. Бандура, Н. И. Болды рев, А. С. Бык, О. И. Волжина, Б. 3. Вульфов, А. Г. Давидюк, 3. Д. Джантакова, Е. И. Известно- ва, Р. М. Капралова, В. И. Кожокарь, Л. В. Кузне цова, А. Ф. Никитин, И. Н. Руссу, Я. В. Соколов, В.А. Сухомлинский, А. М. Шаленов, Т. А. Шинге- рей, Н. И. Щукин, Д. С. Яковлева и др.), но лишь в последние годы было обращено пристальное внимание на вопросы воспитания студентов. Единичны публикации, касающиеся воспитатель ных, образовательных, научных возможностей университетских музейных объектов. Тема те оретических основ создания и функционирова ния их как университетского музейного комп лекса является практически неисследованной. Между тем подлинными хранителямиживой «истории людей» являются музейные объекты высших учебных заведений: университетские здания, являющиеся памятниками истории и куль туры, собственномузеи вузов, тематическиемузеи, мемориальные комнаты, коллекции, экспозиции, памятники, мемориальныедоски, иные объекты. Длительнаяпрактикафункционированияуни верситетскихмузейныхобъектовубедительнопро демонстрировала недостаточную эффективность их изолированного использования без единой системы фиксации выставочных экспонатов и запасных фондов, без насыщения информаци онными технологиями, без увязки деятельности вузовскихмузеев с планамиучебно-методической, научно-исследовательской, воспитательной рабо ты университета, егофакультетов, кафедр, лабора торий, без налаженной системы контактов смузе ями других вузов, города, региона. Преодоление трудностей, выявившихся в ходе длительной работы музеев ТГПУ, посред ством объединения его музейных объектов в «университетский музейный комплекс», созда ние методики организации такого рода комп лексов в вузах страны являлось целью иссле дования, проведенного сотрудниками ТГПУ им. Л. Н. Толстого в рамках проекта «Универси тетский музейный комплекс», включенного в ве домственную научную программу федерально го агентства по образованию «Развитие научного потенциала высшей школы» (2005 г.). Основные задачами, которые предстояло решить в ходе реализации намеченной цели ис следования были: —разработка технологий создания универ ситетского музейного комплекса; — повышение эффективности деятельно сти музеев ТГПУ им. Л. Н. Толстого в учебной, учебно-методической, научно-исследовательс кой, воспитательной и просветительской рабо те университета; —повышениеролимузеевТГПУим. А Н. Тол стого в формировании единого социокультурного пространства Тульской области, а также на регио нальном и всероссийском уровнях; —издание научно-практического журнала «Музейный вестник ТГПУ им. Л. Н. Толстого»; 5
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=