Музейный Вестник ТГПУ им Л.Н. Толстого

ИИВЕРСИТЕТСКИИ МУЗЕЙНЫЙ КОМПЛЕКССЕГОДНЯ О. Г. Вронский, 3. Н. Калинина, С. В. Краюшкина УНИВЕРСИТЕТСКИЙ МУЗЕЙНЫЙ КОМПЛЕКС ВОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ, ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ И НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТГПУ ИМ. Л. Н. ТОЛСТОГО Рубеж XX—XXI вв. в истории развития че­ ловечества ознаменован рядом кардинальных пе­ ремен, неоднозначных по своему воздействию на народы и государства. Развернувшийся процесс глобализации ос­ тро поставил вопрос о формах и путях включе­ ния в него различных стран, обозначил пробле­ му учета их национальных интересов, проблему сохранения их культурной самобытности, исто­ рического наследия. Для России сложность переживаемой ми­ ром исторической эпохи усугубляется тем, что наша страна в последнем десятилетии XX в. вступила в новый, посттоталитарный период сво­ ей истории. Деструкция системы, существовав­ шей в нашей стране на протяжении десятиле­ тий, дезинтеграция некогда единого государства, формирование структур гражданского общества и рыночной экономики поставили перед страной целый ряд задач, одной из которых является мо­ дернизация системы образования. В «Основах политики Российской Федерации в области раз­ вития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу», утвержденныхПре­ зидентом РоссийскойФедерации 30марта 2002 г., в качестве важнейших направлений государ­ ственной политики в области развития науки названа интеграция науки и образования. Орга­ ничным проявлением такой интеграции явля­ ется эффективное использование музейных объектов высших учебных заведений в учебной, учебно-методической, научно-исследовательс­ кой, воспитательной и просветительской рабо­ те университетов. Вызовы, с которыми столкнулась не только Россия, но и все человечество в XXI в.: междуна­ родный терроризм, экологические проблемы, про­ блемы межнациональные и межконфессиональ- ные, —все это требует адекватного ответа в виде формирования личности с высоким чувством гражданственности, патриотизма, с одной сто­ роны, и в то же время человека толерантного, от­ крытого для широкого международного диало­ га, чуждого ксенофобии, —с другой. В решении этой задачи важную роль игра­ ет обращение к историческому наследию, при­ чем одним из наиболее эффективных путей та­ кого обращения является приобщение молодежи к проведению и ознакомлению с результатами так называемых «локальных исследований», объект которых сознательно территориально, хронологически, проблемно ограничен: история жизни конкретного человека на фоне эпохи, ис­ тория семьи, села, здания, общественного или го­ сударственного учреждения, история высшего учебного заведения. Именно через локальные исследования реализуется принцип неразрыв­ ности исторической памяти поколений. Для Рос- 4

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=