Музейный Вестник ТГПУ им Л.Н. Толстого

Музейный вестник ТГПУ им. Л. Н. Толстого 2005 в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.». После окончания института В. Н. Бынкина стала работать на кафедре в качестве преподавателя. В. Н. Ашурков защитил кандидатскую дис­ сертацию, вскоре ВАКутвердил его в звании до­ цента и он возглавил кафедру истории СССР. A. В. Залманович пришел в Тульский пед­ институт еще в военном 1944 г. после оконча­ ния аспирантуры и защиты кандидатской дис­ сертации. И. Е. Гринева после окончания школы учи­ лась в Тульском педагогическом институте и окончила его в 1944 г. С 1944 по 1948 г. И. Е. Гри­ нева была аспиранткой кафедры русской лите­ ратуры, а в 1949 г. ей была присвоена степень кандидата филологических наук. С 1948 г. И. Е. Гринева работает в родном вузе. B. И. Крутиков после окончания историчес­ кого факультета Воронежского пединститута в течение трех лет работал учителем истории. В 1939 г. он поступил в аспирантуру по кафедре истории СССР Московского педагогического института им. К. Либкнехта. С первых дней войны В. И. Крутиков идет на фронт. В 1943 г. он был демобилизован по состоянию здоровья и в мае этого же года пришел работать в Тульс­ кий педагогический институт. Вочень тяжелых условиях учились студен­ ты военных лет. Учебный корпус почти не отап­ ливался: огромные кафельные печи с трудом прогревались дровами и углем, топлива было крайне мало. В аудиториях царил такой холод, что студенты сидели в пальто, головных уборах, писали карандашами. Институт, как и другие педагогические вузы страны, перешел на трех­ годичный срок обучения. Каникулы и отпуска были отменены. В выходные дни студенты и преподаватели трудились в подшефном Приуп- ском совхозе. Девушки-студентки ночами ра­ ботали в госпиталях. Все с нетерпение ждали вестей с фронта: война близилась к концу, завершался разгром врага. Но наряду с радост­ ными сообщениями с фронта приходили и скор­ бные вести. Погибли в боях за Родину препода­ ватели института П. В. Соловьев, С. Т. Зотов. Защищая Смоленск под Ярцевом, погибли сту­ дентыМихаилНазаров, Шалва Ревишвили, Иван Исакин, Юрий Потемкин, Игорь Орлов и др. Их имена занесены на мемориальную доску пре­ подавателей и студентов, погибших на фронтах Великой Отечественной войны. Вместе с нынешними первокурсниками, пришедшими в музей, откроем один из бережно хранимых здесь студенческих литературно-ху­ дожественных альманахов «Заря» военной поры. Прикоснемся к атмосфере того времени, посмот­ рим со стороны на притихшего подростка, чи­ тающего статью «Студенчество и война»: «Широ­ ким потоком со всех концов нашей необъятной страны съезжалась в вузы счастливая молодежь... Но вот началась Великая Отечественная война. Перед каждым студентом встал вопрос: "Как я могу помочь Родине?" Ребята ушли на фронт добровольцами, часть девушек записалась на курсы медсестер, другая — уехала на уборку урожая в колхозы. Вучебном корпусе институ­ та, памятнике архитектуры XIII в., разместился госпиталь, где бывшие студентки стали сестра­ ми милосердия для раненых солдат». В витрине, завершающей экспозицию, — ордена и медали преподавателей вуза и студен­ тов, прошедших огненные дороги войны, вернув­ шихся с победой или отдавших за нее свои жиз­ ни. Роль этой экспозиции в воспитании молодого поколения трудно переоценить. В нарушении музейных правил, мы разрешаем нашим посе­ тителям брать в руки тетради с дневниковыми записями студентов тех лет и их рукописные сборники, гдечувства, будьони в стихахилипрозе, предельно обострены и искренни. Вцентре му­ зейной экспозиции особое место занимают письма с фронта, письма студентов-доброволь- цев, которые ушли на фронт в первые дни вой­ ны. Невозможно не проникнуться волнением прикосновения к святая святых — мыслям и переживаниям твоих ровесников, которые це­ ной своей жизни дали возможность жить тебе. Порой современные студенты, читая эти письма и дневники, не могут сдержать слез. Студенты из музейного клуба «Поиск» пишут курсовые работы о роли этих музейных экспонатов в пат­ риотическом воспитании молодого поколения, готовят материалы для экскурсий. Например, для экскурсии «Комсомольцы-добровольцы Тульс­ кого педагогического»: 24 июня 1941 г. в Тульском педагогическом институте состоялось внеочередное комсомоль­ ское собрание. Пожалуй, это было самое корот­ кое собрание. После сообщения секретаря ко­ митета ВЛКСМБорисаМаркиянова онападении гитлеровской Германии на нашу Родину, комсо­ мольцы перешли к конкретным предложениям. Первым поднялся студент математического факультета Михаил Назаров: «Предлагаю орга­ низованно вступить в ряды Красной армии и как можно скорее отправиться на фронт». Его поддержал член комитета ВЛКСМЮра Демыкин: «Я за это предложение». Раздались голоса многих: «Правильно! Пойдем на защиту Родины! Как можно это сделать?» Последовал ответ Маркиянова: «Обра­ тимся в райком ВЛКСМ с просьбой о зачисле­ нии всехжелающих комсомольцев в ряды Крас­ ной армии».

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=