Музейный Вестник ТГПУ им Л.Н. Толстого
Музейный вестник ТГПУ им. Л. Н. Толстого 2005 в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.». После окончания института В. Н. Бынкина стала работать на кафедре в качестве преподавателя. В. Н. Ашурков защитил кандидатскую дис сертацию, вскоре ВАКутвердил его в звании до цента и он возглавил кафедру истории СССР. A. В. Залманович пришел в Тульский пед институт еще в военном 1944 г. после оконча ния аспирантуры и защиты кандидатской дис сертации. И. Е. Гринева после окончания школы учи лась в Тульском педагогическом институте и окончила его в 1944 г. С 1944 по 1948 г. И. Е. Гри нева была аспиранткой кафедры русской лите ратуры, а в 1949 г. ей была присвоена степень кандидата филологических наук. С 1948 г. И. Е. Гринева работает в родном вузе. B. И. Крутиков после окончания историчес кого факультета Воронежского пединститута в течение трех лет работал учителем истории. В 1939 г. он поступил в аспирантуру по кафедре истории СССР Московского педагогического института им. К. Либкнехта. С первых дней войны В. И. Крутиков идет на фронт. В 1943 г. он был демобилизован по состоянию здоровья и в мае этого же года пришел работать в Тульс кий педагогический институт. Вочень тяжелых условиях учились студен ты военных лет. Учебный корпус почти не отап ливался: огромные кафельные печи с трудом прогревались дровами и углем, топлива было крайне мало. В аудиториях царил такой холод, что студенты сидели в пальто, головных уборах, писали карандашами. Институт, как и другие педагогические вузы страны, перешел на трех годичный срок обучения. Каникулы и отпуска были отменены. В выходные дни студенты и преподаватели трудились в подшефном Приуп- ском совхозе. Девушки-студентки ночами ра ботали в госпиталях. Все с нетерпение ждали вестей с фронта: война близилась к концу, завершался разгром врага. Но наряду с радост ными сообщениями с фронта приходили и скор бные вести. Погибли в боях за Родину препода ватели института П. В. Соловьев, С. Т. Зотов. Защищая Смоленск под Ярцевом, погибли сту дентыМихаилНазаров, Шалва Ревишвили, Иван Исакин, Юрий Потемкин, Игорь Орлов и др. Их имена занесены на мемориальную доску пре подавателей и студентов, погибших на фронтах Великой Отечественной войны. Вместе с нынешними первокурсниками, пришедшими в музей, откроем один из бережно хранимых здесь студенческих литературно-ху дожественных альманахов «Заря» военной поры. Прикоснемся к атмосфере того времени, посмот рим со стороны на притихшего подростка, чи тающего статью «Студенчество и война»: «Широ ким потоком со всех концов нашей необъятной страны съезжалась в вузы счастливая молодежь... Но вот началась Великая Отечественная война. Перед каждым студентом встал вопрос: "Как я могу помочь Родине?" Ребята ушли на фронт добровольцами, часть девушек записалась на курсы медсестер, другая — уехала на уборку урожая в колхозы. Вучебном корпусе институ та, памятнике архитектуры XIII в., разместился госпиталь, где бывшие студентки стали сестра ми милосердия для раненых солдат». В витрине, завершающей экспозицию, — ордена и медали преподавателей вуза и студен тов, прошедших огненные дороги войны, вернув шихся с победой или отдавших за нее свои жиз ни. Роль этой экспозиции в воспитании молодого поколения трудно переоценить. В нарушении музейных правил, мы разрешаем нашим посе тителям брать в руки тетради с дневниковыми записями студентов тех лет и их рукописные сборники, гдечувства, будьони в стихахилипрозе, предельно обострены и искренни. Вцентре му зейной экспозиции особое место занимают письма с фронта, письма студентов-доброволь- цев, которые ушли на фронт в первые дни вой ны. Невозможно не проникнуться волнением прикосновения к святая святых — мыслям и переживаниям твоих ровесников, которые це ной своей жизни дали возможность жить тебе. Порой современные студенты, читая эти письма и дневники, не могут сдержать слез. Студенты из музейного клуба «Поиск» пишут курсовые работы о роли этих музейных экспонатов в пат риотическом воспитании молодого поколения, готовят материалы для экскурсий. Например, для экскурсии «Комсомольцы-добровольцы Тульс кого педагогического»: 24 июня 1941 г. в Тульском педагогическом институте состоялось внеочередное комсомоль ское собрание. Пожалуй, это было самое корот кое собрание. После сообщения секретаря ко митета ВЛКСМБорисаМаркиянова онападении гитлеровской Германии на нашу Родину, комсо мольцы перешли к конкретным предложениям. Первым поднялся студент математического факультета Михаил Назаров: «Предлагаю орга низованно вступить в ряды Красной армии и как можно скорее отправиться на фронт». Его поддержал член комитета ВЛКСМЮра Демыкин: «Я за это предложение». Раздались голоса многих: «Правильно! Пойдем на защиту Родины! Как можно это сделать?» Последовал ответ Маркиянова: «Обра тимся в райком ВЛКСМ с просьбой о зачисле нии всехжелающих комсомольцев в ряды Крас ной армии».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=