Музейный Вестник ТГПУ им Л.Н. Толстого

Музейный вестник ТГПУ им. Л. Н. Толстого 2005 Чрезвычайно велика сегодня роль уни­ верситетского музея в воспитании студенчес­ кой молодежи, в приобщении ее ко многим слав­ ным традициям ТГПУ им. Л. Н. Толстого. Обращение студентов к музейным релик­ виям позволяет им с новых позиций взглянуть на события прошлого, ранее известные лишь из учебников истории. Университетский музей по­ зволяет изучить реальную жизнь студентов и преподавателей, учившихся и работавших в вузе в годы его образования, становления и развития. Именно в музее осуществляется «времен связу­ ющая нить», происходит своеобразный диалог поколений, когда молодые как бы примеривают на себя события и дела прошлого, чтобы научить­ ся достойно жить сегодня. Формирование духовности, духовной куль­ туры личности средствами «музейной педаго­ гики» позволяет решать и проблемы культуры созидательной деятельности молодого человека, жизненные траектории ижизненные стратегии которого включают в себя успешность самореа­ лизации на благо свое, благо людей, благо народа, благо страны. Обращение к каждому экспонату университетского музея вызывает у студентов чувство признательности к тому, кто передал этот предмет, письмо, фотографию, книгу в дар буду­ щему, и формирует стремление проявить иници­ ативу, сделать действительно важное и нужное всем дело, чтобы и оно в свою очередь могло вой­ ти в историю университета как отражение дум и стремлений, интересов и увлечений, инициати­ вы и реальных дел молодежи начала XXI века. Не случайно одной из добрых традиций выпуск­ ников университета стало фотографирование на память у стендов с экспозицией своего факуль­ тета после праздника Последнего звонка. Университетский музей —место, где соби­ рается и сегодняшний опыт воспитательной ра­ боты вуза. Он широко представлен программами и материалами Международных научно-прак­ тических студенческих конференций «Пробле­ мы молодежи глазами студентов», в течение де­ вяти лет проводимой ТГПУ им. Л. Н. Толстого, многочисленными фотографиями, тематичес­ кими альбомами, презентациями с использо­ ванием мультимедийных средств, которые от­ ражают студенческую жизнь в университете: целевые программы «Восхождение к истокам», «Дом, в котором мы живем», «Творческий по­ тенциал студента», традиционные университет­ ские праздники «День Знаний», «День учите­ ля», «Урок мужества», фестивали «Во мне поет сама Россия», «Студенческая весна», конкурсы «Живет такой парень», «Краса ненаглядная», военно-спортивные игры «Разведчики», «Шко­ ла выживания». Музей формирует у студентов гражданс­ кую позицию, чувство патриотизма и готовнос­ ти к участию в общественно-политической жиз­ ни страны, способствует формированию и развитию у студентов исторического сознания. Музей аккумулирует опыт гражданско-патрио­ тического воспитания. Так, современные студен­ ты, участники туристско-краеведческого клуба «Искатель», в память о студентах нашего вуза военной поры в год 60-летия Победы нашего народа в Великой Отечественной войне прошли в своем походе по местам боевой славы комсо- мольцев-добровольцевТГПИ, погибших в 1941 году под Смоленском. Студенческие литературные альманахи 1942—1943 годов оказали несомнен­ ное влияние на творчество студентов нынешней поры, так появились сборники творческих ра­ бот 2003—2005 гг. «Вечный огонь памяти», по­ священные Великой Отечественной войне. Хра­ нящиеся в университетском музее подшивки институтской многотиражки «За педагогичес­ кие кадры» дают неисчерпаемый материал для многих рубрик современной студенческой га­ зеты «Студенческий телетайп», фоторепортажей «Экран настроений», мультимедийной хронике «Время: университетское», публикаций в студен­ ческом журнале «Почта радости». Особое значение — трудовой деятельнос­ ти студентов, опыту студенческих строительных отрядов, созидательного труда на благо Родины. Флаги 50-х годов XX века, которыми награжда­ лись целинные отряды и которые тоже береж­ но хранятся в музее истории ТГПУим. Л. Н. Тол­ стого, и сегодня значимы для университетских студенческих отрядов: педагогических, строи­ тельно-ремонтных, краеведческих, поисковых. Рядом с ними как знак причастности в совре­ менной истории вуза его символика: гимн уни­ верситета, герб и флаг студенческого совета, флаги факультетов, юбилейный знак «ТГПУим. Л. Н. Толстого —65 лет», значки различных уни­ верситетских целевых программ: «Шторм — Школа творческой организации работы с моло­ дежью», «Личное участие», «Мы на своей земле, мы —дома!» и других. Предметом анализа для современной студен­ ческоймолодежи являютсямузейные экспозиции, посвященные и спортивным традициям нашего вуза. Так, проведение когда-то очень популярных «Дней здоровья», студенческих спартакиад нахо­ дитсегодняотражениевдевизе «ТГПУим. Л Н. Тол­ стого — университет здорового образа жизни», в проведенииучебы студенческого актива «Мына своей земле, мы—дома!», «Бросай курить, вставай налыжи!», а практика организации летних студен­ ческих лагерей прошлых лет — в разработке со­ временных программ летнего отдыха студентов.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=