Музейный Вестник ТГПУ им Л.Н. Толстого

Музейный вестник ТГПУ им. Л. Н. Толстого 2005 Е. Марков, признавая большое на него вли­ яние Л. Н. Толстого, писал, что «граф Толстой рождал у него потоки мыслей, решения, намере­ ния», что «годы знакомства с ним были плодо­ творнейшими годами в его жизни». Вмайском номере «Русского вестника» за 1862 г. была напечатана статья Е. Маркова «Те­ ория и практика Яснополянской школы». Она показала не только общность идей, но и значи­ тельные расхождения между Е. Марковым и Л. Н. Толстым, между тульскими педагогами и пи­ сателем. Тульские педагоги не приняли теорию свободного образования, не разделили народ­ ность яснополянского педагога. Е. Марков отметил главный результат твор­ ческих занятий в Яснополянской школе. Он пи­ сал: «Наблюдательных посетителей поражал осо­ беннодухшкольников, ихупорные добровольные занятия втечение 7—8часов ежедневно, свежий и довольный вид их, постоянная работа мысли, за­ метная на каждой детской рожице в многочис­ ленном классе... Все мальчики сами думают, сами добиваются, сами хотят научиться». Но в тойже статье Е. Марков подверг крити­ ке педагогические позицииЛ. Н. Толстого, его от­ ношение к педагогической теории, к опыту исто­ рии, еговзглядна организацию народныхучилищ. Он выразил сомнение в необходимости свободы для крестьянских детей на школьной скамье. Статья Е. Маркова глубоко затронула Л. Н. Толстого. В примечании к статье «Воспи­ тание и образование» он писал: «На днях про­ чел я статью в "Русском вестнике", весьма силь­ но затрагивающую меня во многих отношениях и на которую предполагаю ответить особо». Ответом явилась помещенная вдекабрьском номере «Ясной Поляны» статья «Прогресс и оп­ ределение образования», в которойЛ. Н. Толстой объяснил свои расхождения с Е. Марковым. Но несмотря ни на что Толстой сохранил дружеское расположение к Е. Маркову. Они переписывались и тогда, когда в 1865 г. Е. Мар­ ков уехал из Тулы, стал директором Симферо­ польской гимназии и народных училищ Таври­ ческой губернии. Л. Н. Толстой поддерживал отношения с дру­ гими учебными заведениями и педагогами Тулы и в последующие десятилетия. В мужской класси­ ческой гимназии учились его сыновья Илья иЛев, сдавал экзамены экстерном его старший сын Сер­ гейЛьвович. Вреальном училище он был в 70-х го­ дахпочетным попечителем в течение 3лет. Деятельность Тульской гимназии имела резонанс в педагогическом мире того времени. Из воспоминаний Е. Маркова (ст. «Живая душа в школе») мы узнаем, что «многое, что вошло в обиход учебных заведений, было введено как первый опыт в Тульской гимназии того време­ ни», что для знакомства с устройством гимназии приезжали официальные и неофициальные лица, приезжали «молодые люди из Риги готовиться в учители». Председатель ученого комитетаМи­ нистерства народного просвещенияА С. Ворон­ цов и член этого комитета Н. X. Вессель, изда­ вавший тогда вместе с Паульсоном известный педагогический журнал «Учитель», также посе­ тили Тульскую гимназию и, подробно ознако­ мившись со всеми ее нововведениями, дали о ней самый благоприятный отзыв. Авторитет гимназии в местном обществе очень вырос, и сюда стремились отдавать детей даже из со­ седних губерний. Деятелями Тульской гимназии была сдела­ на первая попытка создания педагогического учебного заведения в губернии. В 1862 г. педа­ гогический совет рассмотрел и утвердил поло­ жение об Учительском институте. Было реше­ но открыть его в Епифани, однако эта цель не осуществилась. Была открыта в 1859 г. задуман­ ная тульскими педагогами женская гимназия. Многие преподаватели стали одновременно ра­ ботать в двух гимназиях. Важно то, что это была чуть ли не первая женская гимназия в России. Примечательно, что не только Тульская женс­ кая гимназия, но и некоторые другие женские заведения возникли по инициативе педагогов и существовали благодаря порой безвозмездной их работе. После 1865 г. в связи с изменением поли­ тики Министерства народного просвещения кружок тульских педагогов распался и они разъехались. Некоторое время в Туле оставался Гаврилов. В 1868 г. в статье «По вопросу о малоуспешных учениках наших гимназий», по­ мещенной в «ЖурналеМинистерства народного просвещения», он выступил против формализ­ ма за чуткое, внимательное отношение к уче­ никам, за оказание помощи отстающим. Педа­ гогический совет гимназии, возглавляемый в то время Лекторским, осудил выступление Гав­ рилова и лишил его права быть классным над­ зирателем. И. Ф. Гаярин получил сначала мес­ то окружного инспектора вМоскве, а затем стал членом учебного совета при военно-учебных заведениях. Периодлиберальных экспериментов в Туль­ ской гимназии закончился. Но лучшие педаго­ гические традиции Тульской мужской гимназии были привнесены разъехавшимися деятелями «педагогической лаборатории» 60-х годов в дру­ гие учебные заведения России. Е. Марков, как уже говорилось выше, был назначен директором Симферопольской гимна­ зии и училищ Таврической губернии. Его брат,

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=