Музейный Вестник ТГПУ им Л.Н. Толстого

Памятник русской культуры и образования часто посещал мужскую и женскую гимназии. Тульские педагоги в свою очередь часто бывали в Ясной Поляне. Общение с Толстым подогре­ вало в них стремление к педагогическим опы­ там, отразилось в установлении гуманного от­ ношения к ученикам, ослаблении режима в отдельных приемах воспитательной работы (прогулки, походы и т. д.). Л. Н. Толстой дружески относился к И. Ф. Гаярину, Е. Маркову, В. П. Скопину и др. В 1860 г. Л. Н. Толстой хотел подать на ут­ верждение проект Общества народного об­ разования. Можно предполагать, что идея его создания обсуждалась с тульскими педагога­ ми, а может быть возникла в общении с ни­ ми. В письме Ковалевскому Л. Н. Толстой выразил уверенность в том, что директор гим­ назии И. Ф. Гаярин согласится подать проект от своего имени. Общество так и не было создано, да и взгляды Л. Н. Толстого на роль образованных людей в развитии народного образования изменились. В 1861 г. Л. Н. Толстой задумал издание педагогического журнала с участием тульских педагогов и в соредакторстве с Е. Л. Марковым. В заметке «Об издании нового журнала», поме­ щенной в июле 1861 г. в приложении к «Рус­ скому вестнику», Л. Н. Толстой писал, что жур­ нал будет содержать «отчеты о всех опытах, удачах и неудачах новых приемов преподава­ ния в Яснополянской школе и Тульской гимна­ зии», что преподаватели некоторых предметов «обещали нам содействие». Это можно рас­ сматривать как косвенное признание Л. Н. Тол­ стым ценности педагогических опытов в Тульс­ кой гимназии. В прошении, поданном на имя министра народного просвещения о разреше­ нии издания журнала, Л. Н. Толстой назвал в числе предполагаемых сотрудников журнала И. Ф. Гаярина, Е. Маркова, В. П. Скопина, Г. Ф. Го­ ловачева, Ауэрбах. Все это дает основания утверждать, что издание журнала «Ясная Поляна» было заду­ мано Толстым в сотрудничестве с тульскими педагогами. Однако педагоги уклонились от участия в журнале. Л. Н. Толстой был очень огорчен этим, особенно отказом Е. Маркова от соредактор- ства. Отказ педагогов можно объяснить расхож­ дениями их педагогических взглядов со взгляда­ ми Л. Н. Толстого. Возможно, поэтому они и задумали издавать свой журнал. Г. Ф. Голова­ чев и его друзья продолжали хлопотать о разре­ шении этого издания. Несмотря на то, что не удалось создать Об­ щество народного образования и привлечь туль­ ских педагогов к изданию журнала, общение между ними и Толстым продолжалось. Препо­ даватели Тульской мужской гимназии бывали в Яснополянской школе со своими учениками. Толстой своим опытом в Яснополянской школе, педагогическими высказываниями спо­ собствовал созданию и поддержанию в Тульс­ кой гимназии творческой атмосферы, педагоги­ ческих опытов, гуманного отношения к ученикам, близости педагогов с детьми. Е. Марков живо­ писно рассказал об экскурсиях, прогулках, по­ ходах учителей гимназии с учениками. Он пи­ сал в 1900 г. в статье «Живая душа в школе»: «Не раз, бывало, приходилось мне, будучи инс­ пектором, с братом и другими воспитателями уводить под свободный день толпу детишек куда-нибудь в Малиновую засеку или в другой лес верст за 15—20, ночевать с ними в лесу вок­ руг костра, аппетитно поужинав кашею из ко­ телка, да яичницею, изготовленною самими же ребятишками, беседуя с ними какой-нибудь чуд­ ною лунною ночью обо всем, что интересовало их, собирая по пути насекомых и растения и объясняя им, кстати, любопытные явления при­ роды. А тут и веселые игры на вольном воздухе, и перегонки, и борьба, и лазанье по деревьям, дружные хоровые песни и сказки... Такие не­ притязательные, совсем домашние прогулки сближают воспитанника с воспитателем иногда в одну светло и радостно проведенную ночь бо­ лее, чем целые годы холодных начальнических отношений, и заставляют его потом вспоминать о приютившем его заведении также тепло, как и о родном доме». Нужно отметить также, что и местное пе­ дагогическое окружение Л. Н. Толстого в 1859—1862 гг. не только побуждало его к со­ зданию общества народного образования или к изданию педагогического журнала, но и сти­ мулировало непосредственно его педагогичес­ кое творчество, написание педагогических ста­ тей. Одним из стимулов была полемика с Е. Марковым. Е. Л. Марков, окончивший Харьковский университет, приехал в Тулу в 1859 г. по при­ глашению И. Ф. Гаярина, бросив подготовку к магистерскому экзамену в Германии, пред­ почтя, по собственному признанию, ученым за­ нятиям живое, плодотворное дело. Ближе всех из тульских педагогов Л. Н. Толстой сошелся именно с Е. Марковым, который часто бывал в Ясной Поляне. Л. Н. Толстой пригласил его в соредакторы журнала, переписывался с ним во время поездки в Симбирскую губернию в 1862 г. Во время обыска в Ясной Поляне род­ ственницы Л. Н. Толстого поспешили пригла­ сить Маркова, и он оставил описание обыска, возмутившего его.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=