Музейный Вестник ТГПУ им Л.Н. Толстого
Памятник русской культуры и образования часто посещал мужскую и женскую гимназии. Тульские педагоги в свою очередь часто бывали в Ясной Поляне. Общение с Толстым подогре вало в них стремление к педагогическим опы там, отразилось в установлении гуманного от ношения к ученикам, ослаблении режима в отдельных приемах воспитательной работы (прогулки, походы и т. д.). Л. Н. Толстой дружески относился к И. Ф. Гаярину, Е. Маркову, В. П. Скопину и др. В 1860 г. Л. Н. Толстой хотел подать на ут верждение проект Общества народного об разования. Можно предполагать, что идея его создания обсуждалась с тульскими педагога ми, а может быть возникла в общении с ни ми. В письме Ковалевскому Л. Н. Толстой выразил уверенность в том, что директор гим назии И. Ф. Гаярин согласится подать проект от своего имени. Общество так и не было создано, да и взгляды Л. Н. Толстого на роль образованных людей в развитии народного образования изменились. В 1861 г. Л. Н. Толстой задумал издание педагогического журнала с участием тульских педагогов и в соредакторстве с Е. Л. Марковым. В заметке «Об издании нового журнала», поме щенной в июле 1861 г. в приложении к «Рус скому вестнику», Л. Н. Толстой писал, что жур нал будет содержать «отчеты о всех опытах, удачах и неудачах новых приемов преподава ния в Яснополянской школе и Тульской гимна зии», что преподаватели некоторых предметов «обещали нам содействие». Это можно рас сматривать как косвенное признание Л. Н. Тол стым ценности педагогических опытов в Тульс кой гимназии. В прошении, поданном на имя министра народного просвещения о разреше нии издания журнала, Л. Н. Толстой назвал в числе предполагаемых сотрудников журнала И. Ф. Гаярина, Е. Маркова, В. П. Скопина, Г. Ф. Го ловачева, Ауэрбах. Все это дает основания утверждать, что издание журнала «Ясная Поляна» было заду мано Толстым в сотрудничестве с тульскими педагогами. Однако педагоги уклонились от участия в журнале. Л. Н. Толстой был очень огорчен этим, особенно отказом Е. Маркова от соредактор- ства. Отказ педагогов можно объяснить расхож дениями их педагогических взглядов со взгляда ми Л. Н. Толстого. Возможно, поэтому они и задумали издавать свой журнал. Г. Ф. Голова чев и его друзья продолжали хлопотать о разре шении этого издания. Несмотря на то, что не удалось создать Об щество народного образования и привлечь туль ских педагогов к изданию журнала, общение между ними и Толстым продолжалось. Препо даватели Тульской мужской гимназии бывали в Яснополянской школе со своими учениками. Толстой своим опытом в Яснополянской школе, педагогическими высказываниями спо собствовал созданию и поддержанию в Тульс кой гимназии творческой атмосферы, педагоги ческих опытов, гуманного отношения к ученикам, близости педагогов с детьми. Е. Марков живо писно рассказал об экскурсиях, прогулках, по ходах учителей гимназии с учениками. Он пи сал в 1900 г. в статье «Живая душа в школе»: «Не раз, бывало, приходилось мне, будучи инс пектором, с братом и другими воспитателями уводить под свободный день толпу детишек куда-нибудь в Малиновую засеку или в другой лес верст за 15—20, ночевать с ними в лесу вок руг костра, аппетитно поужинав кашею из ко телка, да яичницею, изготовленною самими же ребятишками, беседуя с ними какой-нибудь чуд ною лунною ночью обо всем, что интересовало их, собирая по пути насекомых и растения и объясняя им, кстати, любопытные явления при роды. А тут и веселые игры на вольном воздухе, и перегонки, и борьба, и лазанье по деревьям, дружные хоровые песни и сказки... Такие не притязательные, совсем домашние прогулки сближают воспитанника с воспитателем иногда в одну светло и радостно проведенную ночь бо лее, чем целые годы холодных начальнических отношений, и заставляют его потом вспоминать о приютившем его заведении также тепло, как и о родном доме». Нужно отметить также, что и местное пе дагогическое окружение Л. Н. Толстого в 1859—1862 гг. не только побуждало его к со зданию общества народного образования или к изданию педагогического журнала, но и сти мулировало непосредственно его педагогичес кое творчество, написание педагогических ста тей. Одним из стимулов была полемика с Е. Марковым. Е. Л. Марков, окончивший Харьковский университет, приехал в Тулу в 1859 г. по при глашению И. Ф. Гаярина, бросив подготовку к магистерскому экзамену в Германии, пред почтя, по собственному признанию, ученым за нятиям живое, плодотворное дело. Ближе всех из тульских педагогов Л. Н. Толстой сошелся именно с Е. Марковым, который часто бывал в Ясной Поляне. Л. Н. Толстой пригласил его в соредакторы журнала, переписывался с ним во время поездки в Симбирскую губернию в 1862 г. Во время обыска в Ясной Поляне род ственницы Л. Н. Толстого поспешили пригла сить Маркова, и он оставил описание обыска, возмутившего его.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=