Музейный Вестник ТГПУ им Л.Н. Толстого

Музейный вестник ТГПУ им. Л. Н. Толстого 2005 По словам Е: Маркова, «светлая эпоха Рус­ ского Возрождения застала эту гимназию в са­ мом плачевном состоянии, напоминающем ху­ дожественные картины педагогического быта в романе "Кто виноват?". Тульскую гимназию, обратившуюся чуть ли не в "бурсу", необходимо было пересоздать и воскресить заново...» Новый попечитель Московского учебного округа В. Исаенков в конце 1858 г. назначает инспектором, а в начале 1859 г. —директором гимназии Ивана Федоровича Гаярина, «одного из замечательных учителей московских гимна­ зий, человека очень солидного филологического образования, серьезного теоретического ума и чрезвычайно стойкого характера». Происходив­ ший из семьи офицера, окончивший в 1847 г. филологический факультет Московского уни­ верситета, И. Ф. Гаярин был до 1858 г. учите­ лем словесности и латинского языка в московс­ ких гимназиях и училищах. Став директором Тульской гимназии, он пригласил для работы в ней молодых людей, только что окончивших университеты, кандидатов наук. Евгений и Лев Марковы, В. П. Скопин, Г. Ф. Головачев и другие вместе с И. Ф. Гаяриным составили ядро педа­ гогического кружка. По воспоминаниям Е. Маркова, они жили в одной квартире, с увлечением читали педагоги­ ческие статьи, горячо спорили, тщательно гото­ вились к занятиям. В своей статье «Живая душа в школе» Е. Марков писал: «...Проводя за приго­ товлением к завтрашним урокам не только по русским, тогда еще немногочисленным, но, глав­ ным образом, по иностранным источникам, и вырабатывая путем жарких споров и обмена мыслей посильные взгляды на мало еще знако­ мые нам вопросы преподавания и воспитания... Все вопросы, выработанные или намеченные в наших домашних беседах, непременно обсуж­ дались всесторонне и с полнейшею свободою в педагогических советах гимназии, которые со­ бирались очень часто и кипели самою искрен­ нею жизнью...». Для обсуждения выдвигаемых в педагоги­ ческих статьях вопросов собирались на квар­ тирах преподавателей по очереди каждые две недели в понедельник с пяти часов. Посеще­ ния этих собраний не были обязательными, «но устройство их обязательно для очередного пре­ подавателя». Мы не знаем, какие вопросы обсуждались на этих педагогических собраниях, но известно, что в журналах, которые читали тульские педагоги, печатались педагогические статьи Н. Г. Чернышевского, Н. Л Добролюбова, Н. И. Пи­ рогова и К. Д. Ушинского, а также других деяте­ лей 60-х годов. В них нашла выражение наибо­ лее передовая, прогрессивная педагогическая мысль того времени. Сами тульские педагоги сотрудничали в журналах. Е. Марков печатался в «Русском вест­ нике», «Отечественных записках», «Журнале ми­ нистерства народного просвещения», Г. Ф. Голо­ вачев — в «Русском вестнике» и «Детском чтении», В. П. Скопин —в «Учителе», И. Ф. Гая­ рин — в сборнике, издававшемся Московским учебным округом. Затем они решили издавать свой журнал. 15 июня 1862 г. Е. Марков писал Л. Н. Толстому: «Журнал Головачева не дозво­ лен, но они еще хлопочут». Следовательно, журнал, который должен был возглавить Головачев, не был разрешен правительством. Дальнейшие хлопоты его орга­ низаторов тоже не имели успеха. Опыты, нововведения в Тульской гимназии, стремление к педагогическим исканиям, прису­ щее педагогам, в значительной мере оправдыва­ ют утверждение Е. Маркова, что Тульская гим­ назия в 60-е годы была «педагогической лабораторией», «педагогическим ульем». Можно проследить отражение педагогичес­ ких идей К. Д. Ушинского в усилении единого воспитательного влияния (один учитель в млад­ ших классах, классные наставники в старших классах), а также в усилении наглядности в пре­ подавании, особенно естественной истории. Можно предполагать, что и в преподавании рус­ ского языка в младших классах придерживались методики Ушинского. В статье И. Ф. Гаярина «О программах преподавания русского языка для народных училищ с четырехгодичным кур­ сом и объяснительная к ней записка» есть пря­ мое признание методики преподавания родно­ го языка Ушинского и его педагогических идей. В статье «Живая душа в школе», напечатанной в 1900 г. в журнале «Вестник Европы», Е. Мар­ ков назвал 60-е годы «эпохою Пирогова», при­ знав тем самым влияние педагогических идей знаменитого педагога. В опытах Тульской гим­ назии можно заметить это влияние. Оно чув­ ствуется в активизации учеников, в проведении литературно-музыкальных вечеров, во введении школьной лекции, в оживлении деятельности педагогического совета. Особое значение длятульскихпедагогов име­ ло непосредственное общение с Л. Н. Толстым. Тульские педагоги свои собрания иногда проводили у супругов Ауэрбах. Хозяйка дома Ю. Ф. Ауэрбах была начальницей женской гим­ назии и участницей педагогических собраний. Здесь в 1859 г. с тульскими педагогами познако­ мился Л. Н. Толстой и стал участником педаго­ гического кружка. Он близко сошелся с деяте­ лями гимназии и, по утверждению Е. Маркова,

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=