Музейный Вестник ТГПУ им Л.Н. Толстого
Музейный вестник ТГПУ им. Л. Н. Толстого 2005 По словам Е: Маркова, «светлая эпоха Рус ского Возрождения застала эту гимназию в са мом плачевном состоянии, напоминающем ху дожественные картины педагогического быта в романе "Кто виноват?". Тульскую гимназию, обратившуюся чуть ли не в "бурсу", необходимо было пересоздать и воскресить заново...» Новый попечитель Московского учебного округа В. Исаенков в конце 1858 г. назначает инспектором, а в начале 1859 г. —директором гимназии Ивана Федоровича Гаярина, «одного из замечательных учителей московских гимна зий, человека очень солидного филологического образования, серьезного теоретического ума и чрезвычайно стойкого характера». Происходив ший из семьи офицера, окончивший в 1847 г. филологический факультет Московского уни верситета, И. Ф. Гаярин был до 1858 г. учите лем словесности и латинского языка в московс ких гимназиях и училищах. Став директором Тульской гимназии, он пригласил для работы в ней молодых людей, только что окончивших университеты, кандидатов наук. Евгений и Лев Марковы, В. П. Скопин, Г. Ф. Головачев и другие вместе с И. Ф. Гаяриным составили ядро педа гогического кружка. По воспоминаниям Е. Маркова, они жили в одной квартире, с увлечением читали педагоги ческие статьи, горячо спорили, тщательно гото вились к занятиям. В своей статье «Живая душа в школе» Е. Марков писал: «...Проводя за приго товлением к завтрашним урокам не только по русским, тогда еще немногочисленным, но, глав ным образом, по иностранным источникам, и вырабатывая путем жарких споров и обмена мыслей посильные взгляды на мало еще знако мые нам вопросы преподавания и воспитания... Все вопросы, выработанные или намеченные в наших домашних беседах, непременно обсуж дались всесторонне и с полнейшею свободою в педагогических советах гимназии, которые со бирались очень часто и кипели самою искрен нею жизнью...». Для обсуждения выдвигаемых в педагоги ческих статьях вопросов собирались на квар тирах преподавателей по очереди каждые две недели в понедельник с пяти часов. Посеще ния этих собраний не были обязательными, «но устройство их обязательно для очередного пре подавателя». Мы не знаем, какие вопросы обсуждались на этих педагогических собраниях, но известно, что в журналах, которые читали тульские педагоги, печатались педагогические статьи Н. Г. Чернышевского, Н. Л Добролюбова, Н. И. Пи рогова и К. Д. Ушинского, а также других деяте лей 60-х годов. В них нашла выражение наибо лее передовая, прогрессивная педагогическая мысль того времени. Сами тульские педагоги сотрудничали в журналах. Е. Марков печатался в «Русском вест нике», «Отечественных записках», «Журнале ми нистерства народного просвещения», Г. Ф. Голо вачев — в «Русском вестнике» и «Детском чтении», В. П. Скопин —в «Учителе», И. Ф. Гая рин — в сборнике, издававшемся Московским учебным округом. Затем они решили издавать свой журнал. 15 июня 1862 г. Е. Марков писал Л. Н. Толстому: «Журнал Головачева не дозво лен, но они еще хлопочут». Следовательно, журнал, который должен был возглавить Головачев, не был разрешен правительством. Дальнейшие хлопоты его орга низаторов тоже не имели успеха. Опыты, нововведения в Тульской гимназии, стремление к педагогическим исканиям, прису щее педагогам, в значительной мере оправдыва ют утверждение Е. Маркова, что Тульская гим назия в 60-е годы была «педагогической лабораторией», «педагогическим ульем». Можно проследить отражение педагогичес ких идей К. Д. Ушинского в усилении единого воспитательного влияния (один учитель в млад ших классах, классные наставники в старших классах), а также в усилении наглядности в пре подавании, особенно естественной истории. Можно предполагать, что и в преподавании рус ского языка в младших классах придерживались методики Ушинского. В статье И. Ф. Гаярина «О программах преподавания русского языка для народных училищ с четырехгодичным кур сом и объяснительная к ней записка» есть пря мое признание методики преподавания родно го языка Ушинского и его педагогических идей. В статье «Живая душа в школе», напечатанной в 1900 г. в журнале «Вестник Европы», Е. Мар ков назвал 60-е годы «эпохою Пирогова», при знав тем самым влияние педагогических идей знаменитого педагога. В опытах Тульской гим назии можно заметить это влияние. Оно чув ствуется в активизации учеников, в проведении литературно-музыкальных вечеров, во введении школьной лекции, в оживлении деятельности педагогического совета. Особое значение длятульскихпедагогов име ло непосредственное общение с Л. Н. Толстым. Тульские педагоги свои собрания иногда проводили у супругов Ауэрбах. Хозяйка дома Ю. Ф. Ауэрбах была начальницей женской гим назии и участницей педагогических собраний. Здесь в 1859 г. с тульскими педагогами познако мился Л. Н. Толстой и стал участником педаго гического кружка. Он близко сошелся с деяте лями гимназии и, по утверждению Е. Маркова,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=