Музейный Вестник ТГПУ им Л.Н. Толстого
Памятник русской культуры и образования лей был преимущественно дворянский. Своим свободомыслием, просветительскими идеями отличались попечитель гимназии с 1832 г. граф В. А Бобринский и старший преподаватель Д. И. Альбицкий, бывшие членами ранней декаб ристской организации «Союз благоденствия». В. А. Бобринский был членом Московского об щества испытателей природы, имел огромную библиотеку. Учитель «изящных наук», позже инспектор гимназии, Д. И. Альбицкий был пре красным оратором, славился своими перевода ми с латинского древних авторов. Писателями, любителями просвещения и библиофилами были преподаватели, инспектора и попечители гим назии Н. А. Боголюбов, Е. Н. Воронцов-Вельями нов, И. И. Евгенов, А. Н. Елагин, Н. В. Артемьев, А. М. Дурново, А. А. Иванов, В. А. Козлаков, М. А. Римский-Корсаков, А И. Сытин. Директор гимназии с 1820 г. Е. Н. Ворон цов-Вельяминов был членом Общества истории и древностей российских при Московском уни верситете, автором нескольких рукописных и напечатанных произведений (работы о египет ских мумиях «Бенгальский тигр», «Досуги пус тынника»), Он печатал свои работы в популяр ном в то время журнале «Вестник Европы», который был основан Н. М. Карамзиным. Учи тель латинского языка И. И. Евгенов специаль но для гимназии написал «Краткое начертание древней географии», «Краткое руководство к по знанию географии» (1824), «Речь о способах к лучшему образованию» («ВестникЕвропы», 1824, № 22) и «Краткую арифметику». Почетный по печитель гимназии А. М. Дурново, чернский по мещик, делал крупные денежные пожертвова ния в пользу библиотек гимназии, а также передавал в дар инструменты для физического кабинета Тульской гимназии. Директор гим назии в 1840 г. А. А. Иванов слыл в среде мест ной интеллигенции человеком «умнейшим, чест нейшим, добрейшим, правдивейшим и необыкновенно остроумным, обладавшим увле кательным даром слова, красноречия». Инспек тор гимназии А. И. Сытин, воспитанник Мос ковского университета, был известен своими переводами с французского, а для учащихся гимназии он написал «Краткое начертание всеобщей истории». Директор гимназии Ф. Г. Покровский (1763—1848) и директор учи лищТульской губернии С. Д. Нечаев (1792—1860) имели значительные труды по истории Тульс кого края. Ф. Г. Покровский происходил из семьи священника, был близок к кружку С. Д. Нечае ва. Он работал в пансионе Юшковой, его учени ком был В. А. Жуковский. Ф. Г. Покровскому принадлежат работы, посвященные Куликовс кой битве, а также по истории и геологии Туль ского края. С 1786 г. Ф. Г. Покровский являлся преподавателем открытого в Туле Главного на родного училища, а с 1804 г. работал в гимна зии. ВТульской мужской гимназии он препо давал политическую экономию и российскую словесность. В 1808—1817 гг. Ф. Г. Покровс кий являлся директором училищ Тульской губернии. Директорами гимназии и одновременно директорами училищ Тульской губернии были последовательно (до середины 70-х годов XIX в.): Колзаков, Покровский. Крюков, Храпонин, Не чаев, Воронцов-Вельяминов, Иванов, Безсомыкин, Соколов, Андреевский-Александрович, Гаярин, Лекторский, Новоселов. Следует дтметить, что в Тульской гимна зии в 30—40-е годы происходит ужесточение режима в связи с изменением правительствен ной политики в сторону консервативно-охра нительных начал. До 1859 г. в Тульской гимназии сохранялись порядки, которые были в гимназиях 30—40-хгодов и начала 50-х годов. Даже в 1858 года, когда об щественно-педагогическое движение в стране уже приняло широкий размах, директор гимна зии Андреевский-Александрович составил «Пра вила для учеников Тульской гимназии», которые имели цель, «чтобы ученики знали свои обязан ности не понаслышке, изустно, но по убежде нию, основанному на точном положении; роди тели же, получая своевременно сведения об успехах и поведении своих детей вне дома, все возможными предупреждениями со своей сто роны, будут, без сомнения, содействовать началь ству гимназии в неослабном наблюдении за прилежанием и нравственностью детей своих, через что самое, при обоюдном содействии, вер нее и успешнее достигнется цель образования, соединенного с воспитанием». Правила эти под робно регулировали обязанности учеников, их поведение, форму одежды, даже порядок чтения утренней молитвы в классе. Каждому ученику, поступавшему в Тульскую гимназию, выдавался экземпляр правил, чтобы он, «прочитывая оные время от времени, сколь возможно чаще, и в точ ности исполняя все в них изложенное, тем са мым мог устранить себя от неблагоприятных проступков и взысканий». Таким образом, правила, разработанные ди ректором гимназии, регулировали поведение учеников и исполнение их было обязательным. Особое внимание в своей работе я хотела бы уделить педагогам, работавшим в Тульской мужской гимназии в 60-е годы XIX в., так как с их именами связаны многие нововведения и перемены, произошедшие в гимназии.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=