Музейный Вестник ТГПУ им Л.Н. Толстого

Памятник русской культуры и образования лей был преимущественно дворянский. Своим свободомыслием, просветительскими идеями отличались попечитель гимназии с 1832 г. граф В. А Бобринский и старший преподаватель Д. И. Альбицкий, бывшие членами ранней декаб­ ристской организации «Союз благоденствия». В. А. Бобринский был членом Московского об­ щества испытателей природы, имел огромную библиотеку. Учитель «изящных наук», позже инспектор гимназии, Д. И. Альбицкий был пре­ красным оратором, славился своими перевода­ ми с латинского древних авторов. Писателями, любителями просвещения и библиофилами были преподаватели, инспектора и попечители гим­ назии Н. А. Боголюбов, Е. Н. Воронцов-Вельями­ нов, И. И. Евгенов, А. Н. Елагин, Н. В. Артемьев, А. М. Дурново, А. А. Иванов, В. А. Козлаков, М. А. Римский-Корсаков, А И. Сытин. Директор гимназии с 1820 г. Е. Н. Ворон­ цов-Вельяминов был членом Общества истории и древностей российских при Московском уни­ верситете, автором нескольких рукописных и напечатанных произведений (работы о египет­ ских мумиях «Бенгальский тигр», «Досуги пус­ тынника»), Он печатал свои работы в популяр­ ном в то время журнале «Вестник Европы», который был основан Н. М. Карамзиным. Учи­ тель латинского языка И. И. Евгенов специаль­ но для гимназии написал «Краткое начертание древней географии», «Краткое руководство к по­ знанию географии» (1824), «Речь о способах к лучшему образованию» («ВестникЕвропы», 1824, № 22) и «Краткую арифметику». Почетный по­ печитель гимназии А. М. Дурново, чернский по­ мещик, делал крупные денежные пожертвова­ ния в пользу библиотек гимназии, а также передавал в дар инструменты для физического кабинета Тульской гимназии. Директор гим­ назии в 1840 г. А. А. Иванов слыл в среде мест­ ной интеллигенции человеком «умнейшим, чест­ нейшим, добрейшим, правдивейшим и необыкновенно остроумным, обладавшим увле­ кательным даром слова, красноречия». Инспек­ тор гимназии А. И. Сытин, воспитанник Мос­ ковского университета, был известен своими переводами с французского, а для учащихся гимназии он написал «Краткое начертание всеобщей истории». Директор гимназии Ф. Г. Покровский (1763—1848) и директор учи­ лищТульской губернии С. Д. Нечаев (1792—1860) имели значительные труды по истории Тульс­ кого края. Ф. Г. Покровский происходил из семьи священника, был близок к кружку С. Д. Нечае­ ва. Он работал в пансионе Юшковой, его учени­ ком был В. А. Жуковский. Ф. Г. Покровскому принадлежат работы, посвященные Куликовс­ кой битве, а также по истории и геологии Туль­ ского края. С 1786 г. Ф. Г. Покровский являлся преподавателем открытого в Туле Главного на­ родного училища, а с 1804 г. работал в гимна­ зии. ВТульской мужской гимназии он препо­ давал политическую экономию и российскую словесность. В 1808—1817 гг. Ф. Г. Покровс­ кий являлся директором училищ Тульской губернии. Директорами гимназии и одновременно директорами училищ Тульской губернии были последовательно (до середины 70-х годов XIX в.): Колзаков, Покровский. Крюков, Храпонин, Не­ чаев, Воронцов-Вельяминов, Иванов, Безсомыкин, Соколов, Андреевский-Александрович, Гаярин, Лекторский, Новоселов. Следует дтметить, что в Тульской гимна­ зии в 30—40-е годы происходит ужесточение режима в связи с изменением правительствен­ ной политики в сторону консервативно-охра­ нительных начал. До 1859 г. в Тульской гимназии сохранялись порядки, которые были в гимназиях 30—40-хгодов и начала 50-х годов. Даже в 1858 года, когда об­ щественно-педагогическое движение в стране уже приняло широкий размах, директор гимна­ зии Андреевский-Александрович составил «Пра­ вила для учеников Тульской гимназии», которые имели цель, «чтобы ученики знали свои обязан­ ности не понаслышке, изустно, но по убежде­ нию, основанному на точном положении; роди­ тели же, получая своевременно сведения об успехах и поведении своих детей вне дома, все­ возможными предупреждениями со своей сто­ роны, будут, без сомнения, содействовать началь­ ству гимназии в неослабном наблюдении за прилежанием и нравственностью детей своих, через что самое, при обоюдном содействии, вер­ нее и успешнее достигнется цель образования, соединенного с воспитанием». Правила эти под­ робно регулировали обязанности учеников, их поведение, форму одежды, даже порядок чтения утренней молитвы в классе. Каждому ученику, поступавшему в Тульскую гимназию, выдавался экземпляр правил, чтобы он, «прочитывая оные время от времени, сколь возможно чаще, и в точ­ ности исполняя все в них изложенное, тем са­ мым мог устранить себя от неблагоприятных проступков и взысканий». Таким образом, правила, разработанные ди­ ректором гимназии, регулировали поведение учеников и исполнение их было обязательным. Особое внимание в своей работе я хотела бы уделить педагогам, работавшим в Тульской мужской гимназии в 60-е годы XIX в., так как с их именами связаны многие нововведения и перемены, произошедшие в гимназии.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=