Музейный Вестник ТГПУ им Л.Н. Толстого
Музейный вестник ТГПУ им. Л. Н. Толстого 2005 уроке составлялся список «манкировок» и опоз давших, который предоставлялся инспектору гимназии. Инспектор в свою очередь ежеме сячно делал из этих списков общие выводы для представления педагогическому совету. Кроме того, весь учебно-воспитательный персонал гимназии в течение дня записывал в три графы журнала замеченные проступки уче ников, в четвертой графе директор, инспектор и классные наставники записывали назначенные ими за проступки взыскания и другие свои рас поряжения. Ежедневно по окончании уроков один из помощников классных наставников пе реносил из этого журнала все, касающееся определенного ученика в кондуитные тетради, которые циркуляром попечителя Московского учебного округа от 15 января 1871 г. предписы валось завести во всех гимназиях. В них долж ны были записываться проступки учеников с обо значением налагаемых начальством гимназии наказаний. В Тульской гимназии такие книги также были заведены. Согласно «Приложениям к сборнику по становлений и распоряжений по гимназиям и прогимназиям Московского учебного округа за 1871—1888 гг.», составленным окружным инс пектором Московского учебного округа В. Иса- енковым, «кондуитная тетрадь, для каждого уче ника отдельная, заводится при поступлении его в гимназию или прогимназию и должна служить одна за все время пребывания ученика в заведе нии для записывания в нее достопримечатель ного, касающегося ученика. При поступлении ученика в учебное заведение на обложку тетра ди заносятся необходимые о нем сведения, сами записи производятся в тетрадь. Весьмажелательно, чтобы по окончании каж дого учебного года классный наставник заносил в тетрадь краткую характеристику ученика. При выходе ученика из учебного заведе ния на обложке тетради допблняются некото рые сведения, а затем тетрадь эта сохраняется в учебном заведении, и в случае запроса каких- либо учреждений о поведении известного уче ника, представляет всегда материал для ответа». Таким образом, фактически кондуитные тетради являлись прототипами личных дел, за водимых на учащихся в учебном заведении, куда записывались иххарактеристики, фиксировались проступки и налагаемые наказания за них. Согласно постановлению педагогического совета Тульской гимназии в кондуитах положе но было излагать проступок ученика не в об щих выражениях (например, «вел себя дурно»), а по возможности подробно, какую именно ша лость допустил ученик, в чем состояло его дур ное поведение. Кроме того, в случае более важ ных проступков необходимо было, чтобы пре подаватели и надзиратели, независимо от впи сывания в кондуитную книгу, сообщали еще словесно инспектору свои замечания о харак тере проступка, об обстоятельствах, которыми он сопровождался, чтобы можно было нало жить наказание, по возможности соответству ющее проступку. Так как при предлагаемой системе ни один проступок ученика не оставался без взыс кания, то предписывалось впредь ставить «дур ные» баллы в классный журнал ученикам толь ко за незнание урока, а не за шалости как это делалось прежде. По предписанию попечителя Московского учебного округа «балл в классном журнале дол жен выражать только степень знания ученика, а балл за поведение должен быть отделяем от балла за учения». Это было связано с тем, что по существовавшей ранее системе постановки баллов лицам, обязанным по закону следить за общим ходом учебного и воспитательного про цесса в гимназии, а также родителям, которые интересуются успехами своихдетей, трудно было по баллам ученика делать заключение о степе ни знания его по какому-либо предмету. Еще более трудно было судить об успехах целого класса, а также об общем ходе преподавания предмета в заведении. Таким образом, наказания за проступки, совершенные учениками гимназии, варьирова лись от выговора и записи в кондуитную книгу до исключения из учебного заведения в зависи мости от тяжести проступка. Телесные наказа ния в воспитательных целях в Тульской гимна зии не применялись. Исходя из вышесказанного можно сделать вывод, что организация учебно-воспитательного процесса в Тульской гимназии была подробно регламентирована как со стороны Министер ства народного просвещения путем издания циркуляров и распоряжений министра и попе чителя Московского учебного округа, так и со стороны педагогического совета гимназии пу тем составления правил для учеников гимназии, выполнение которых являлось обязательным. Тульская гимназия сосредоточила в своих стенах лучших преподавателей Тулы того вре мени, людей, жизнь которых, по словамИ. П. Са харова, «составляет в истории нашей Родины историю гражданского просвещения». О них мы узнаем из работ тульских историков первой половины XIX в. Н. Ф. Андреева, И. Ф. Афремо- ва, местной и общей периодической печати. Среди «разных направлений» тульских учебных заведений первой половины XIX в. гимназия имела самое либеральное. Состав преподавате
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=