Музейный Вестник ТГПУ им Л.Н. Толстого

Музейный вестник ТГПУ им. Л. Н. Толстого 2005 уроке составлялся список «манкировок» и опоз­ давших, который предоставлялся инспектору гимназии. Инспектор в свою очередь ежеме­ сячно делал из этих списков общие выводы для представления педагогическому совету. Кроме того, весь учебно-воспитательный персонал гимназии в течение дня записывал в три графы журнала замеченные проступки уче­ ников, в четвертой графе директор, инспектор и классные наставники записывали назначенные ими за проступки взыскания и другие свои рас­ поряжения. Ежедневно по окончании уроков один из помощников классных наставников пе­ реносил из этого журнала все, касающееся определенного ученика в кондуитные тетради, которые циркуляром попечителя Московского учебного округа от 15 января 1871 г. предписы­ валось завести во всех гимназиях. В них долж­ ны были записываться проступки учеников с обо­ значением налагаемых начальством гимназии наказаний. В Тульской гимназии такие книги также были заведены. Согласно «Приложениям к сборнику по­ становлений и распоряжений по гимназиям и прогимназиям Московского учебного округа за 1871—1888 гг.», составленным окружным инс­ пектором Московского учебного округа В. Иса- енковым, «кондуитная тетрадь, для каждого уче­ ника отдельная, заводится при поступлении его в гимназию или прогимназию и должна служить одна за все время пребывания ученика в заведе­ нии для записывания в нее достопримечатель­ ного, касающегося ученика. При поступлении ученика в учебное заведение на обложку тетра­ ди заносятся необходимые о нем сведения, сами записи производятся в тетрадь. Весьмажелательно, чтобы по окончании каж­ дого учебного года классный наставник заносил в тетрадь краткую характеристику ученика. При выходе ученика из учебного заведе­ ния на обложке тетради допблняются некото­ рые сведения, а затем тетрадь эта сохраняется в учебном заведении, и в случае запроса каких- либо учреждений о поведении известного уче­ ника, представляет всегда материал для ответа». Таким образом, фактически кондуитные тетради являлись прототипами личных дел, за­ водимых на учащихся в учебном заведении, куда записывались иххарактеристики, фиксировались проступки и налагаемые наказания за них. Согласно постановлению педагогического совета Тульской гимназии в кондуитах положе­ но было излагать проступок ученика не в об­ щих выражениях (например, «вел себя дурно»), а по возможности подробно, какую именно ша­ лость допустил ученик, в чем состояло его дур­ ное поведение. Кроме того, в случае более важ­ ных проступков необходимо было, чтобы пре­ подаватели и надзиратели, независимо от впи­ сывания в кондуитную книгу, сообщали еще словесно инспектору свои замечания о харак­ тере проступка, об обстоятельствах, которыми он сопровождался, чтобы можно было нало­ жить наказание, по возможности соответству­ ющее проступку. Так как при предлагаемой системе ни один проступок ученика не оставался без взыс­ кания, то предписывалось впредь ставить «дур­ ные» баллы в классный журнал ученикам толь­ ко за незнание урока, а не за шалости как это делалось прежде. По предписанию попечителя Московского учебного округа «балл в классном журнале дол­ жен выражать только степень знания ученика, а балл за поведение должен быть отделяем от балла за учения». Это было связано с тем, что по существовавшей ранее системе постановки баллов лицам, обязанным по закону следить за общим ходом учебного и воспитательного про­ цесса в гимназии, а также родителям, которые интересуются успехами своихдетей, трудно было по баллам ученика делать заключение о степе­ ни знания его по какому-либо предмету. Еще более трудно было судить об успехах целого класса, а также об общем ходе преподавания предмета в заведении. Таким образом, наказания за проступки, совершенные учениками гимназии, варьирова­ лись от выговора и записи в кондуитную книгу до исключения из учебного заведения в зависи­ мости от тяжести проступка. Телесные наказа­ ния в воспитательных целях в Тульской гимна­ зии не применялись. Исходя из вышесказанного можно сделать вывод, что организация учебно-воспитательного процесса в Тульской гимназии была подробно регламентирована как со стороны Министер­ ства народного просвещения путем издания циркуляров и распоряжений министра и попе­ чителя Московского учебного округа, так и со стороны педагогического совета гимназии пу­ тем составления правил для учеников гимназии, выполнение которых являлось обязательным. Тульская гимназия сосредоточила в своих стенах лучших преподавателей Тулы того вре­ мени, людей, жизнь которых, по словамИ. П. Са­ харова, «составляет в истории нашей Родины историю гражданского просвещения». О них мы узнаем из работ тульских историков первой половины XIX в. Н. Ф. Андреева, И. Ф. Афремо- ва, местной и общей периодической печати. Среди «разных направлений» тульских учебных заведений первой половины XIX в. гимназия имела самое либеральное. Состав преподавате

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=