Музейный Вестник ТГПУ им Л.Н. Толстого
Памятник русской культуры и образования меновались по гимназическим программам. Исходя из этого экзамены тем и другим произ водились отдельно. Следует отметить, что в августе разрешалось доэкзаменовывать тех из желающих поступить в университет, которые, начав экзамены удовлет ворительно, прекратили их сдачу по каким-либо уважительным причинам: смерть родителей, «действительная болезнь, засвидетельствованная врачом и заявленная своевременно начальнику округа или гимназическому начальству». Получившему неудовлетворительную оцен ку по одному какому-либо предмету, могло быть дозволено по усмотрению педагогического сове та гимназии подвергнуться новому испытанию. Но сдавшие неудовлетворительно два и более предмета, лишались права продолжать испытание и ко вторичному экзаменудля поступления в уни верситет допускались не ранее следующего года. Таким образом, можно сделать вывод, что при поступлении в университет гимназисты имели определенные послабления: экзамены сдавались по гимназическим программам, при нимали их учителя гимназии (а это немаловаж ный психологический фактор), разрешено было доэкзаменовывать прекративших экзамены по уважительным причинам. Что касается системы наказаний за про ступки, то следует отметить, что санкции за на рушения были указаны в правилах для гимнази стов. Правила составлялись педагогическим советом гимназии и раздавались каждому уче нику в двух-экземплярах (для гимназиста и его родителей). В них подробно регламентировал ся порядок и организация учебно-воспитатель ного процесса в гимназии, деятельность пансио на и правила поведения учащихся в учебном заведении и вне его. Соблюдение правил для учащихся было обязательным. Нужно отметить, что при подготовке годо вого отчета о работе гимназии составлялась ве домость о проступках учеников, причем конк ретно, с указанием вида проступка и количества человек, совершивших таковой в течение подот четного года. Отдельная ведомость составлялась на пансионеров. В связи с этим педагогический совет гим назии неоднократно обсуждал на своих заседа ниях вопрос о мерах наказаний для учеников, «так как часто случается, что в классе ученик своим невниманием и шалостями мешает дру гим быть внимательными в классе». Решением педагогического совета было определено, что «для скорейшего восстановле ния порядка в классе, если увещевания препо давателя оказываются бесполезными», то он имеет право: 1. Ставить ученика в угол, «причем по ус мотрению преподавателя лицом к классу или лицом к стене». Нужно отметить, что при опре делении этой меры наказания педагогический совет имел в виду младшие классы. 2. Высылать провинившегося из класса в сопровождении дежурногоученика в «советскую» (т. е. комнату, где заседал педагогический совет), где по окончании урока разбиралась вина выс ланного и определялось его наказание. Постановлением педагогического совета наказания за провинности учеников подводились под две категории: за неповиновение и за дер зость. За неповиновение преподавателю уче ник подвергался заключению в карцер по воз можности отдельно от других, подвергшихся такому же наказанию. Педагогическим советом было определен минимум времени заключения в карцер — 2 часа. Проступок ученика по воз можности сообщался его родителям. Ученики старших классов подвергались выговору дирек тора в классе или в присутствии педагогическо го совета гимназии. В случае, если ученик дерзил преподавате лю, то созывался совет, и им определялось нака зание данному гимназисту. Исключению из гимназии по решению педагогического совета ученики могли быть подвергнуты за воровство, высказывания против Государя Императора и другие серьезные проступки. Причем педаго гический совет в своем решении указывал, ис ключается ученик с правом восстановления в другом-учебном-заведении либо без такового. Следует отметить, что согласно циркуляру Министерства народного просвещения, издан ному в июле 1867 г., «сведения о всех учащих ся, исключенных или удаленных из высших и средних учебных заведений за предосудитель ное поведение, независимо от сообщения о них местному гражданскому начальству с изложе нием причин удаления или исключения...долж ны быть в то же время предоставлены учебны ми заведениями в цензурные управления по своему ведомству...». То есть все сведения об учениках, совершивших предосудительные по ступки, за которые они увольнялись из гимна зии, направлялись в цензурное ведомство Ми нистерства народного просвещения, где эти ученики «брались на заметку» и составлялись соответствующие сводные ведомости. В гимназии существовал специальный жур нал, находящийся в учительской комнате, в кото рый ежедневно записывались ученики, отсут ствовавшие или опоздавшие на занятия. Записи эти производились в течение первых двух уро ков одним из помощников классных наставни ков. Ежедневно в каждом классе на третьем
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=