Музейный Вестник ТГПУ им Л.Н. Толстого

Памятник русской культуры и образования меновались по гимназическим программам. Исходя из этого экзамены тем и другим произ­ водились отдельно. Следует отметить, что в августе разрешалось доэкзаменовывать тех из желающих поступить в университет, которые, начав экзамены удовлет­ ворительно, прекратили их сдачу по каким-либо уважительным причинам: смерть родителей, «действительная болезнь, засвидетельствованная врачом и заявленная своевременно начальнику округа или гимназическому начальству». Получившему неудовлетворительную оцен­ ку по одному какому-либо предмету, могло быть дозволено по усмотрению педагогического сове­ та гимназии подвергнуться новому испытанию. Но сдавшие неудовлетворительно два и более предмета, лишались права продолжать испытание и ко вторичному экзаменудля поступления в уни­ верситет допускались не ранее следующего года. Таким образом, можно сделать вывод, что при поступлении в университет гимназисты имели определенные послабления: экзамены сдавались по гимназическим программам, при­ нимали их учителя гимназии (а это немаловаж­ ный психологический фактор), разрешено было доэкзаменовывать прекративших экзамены по уважительным причинам. Что касается системы наказаний за про­ ступки, то следует отметить, что санкции за на­ рушения были указаны в правилах для гимнази­ стов. Правила составлялись педагогическим советом гимназии и раздавались каждому уче­ нику в двух-экземплярах (для гимназиста и его родителей). В них подробно регламентировал­ ся порядок и организация учебно-воспитатель­ ного процесса в гимназии, деятельность пансио­ на и правила поведения учащихся в учебном заведении и вне его. Соблюдение правил для учащихся было обязательным. Нужно отметить, что при подготовке годо­ вого отчета о работе гимназии составлялась ве­ домость о проступках учеников, причем конк­ ретно, с указанием вида проступка и количества человек, совершивших таковой в течение подот­ четного года. Отдельная ведомость составлялась на пансионеров. В связи с этим педагогический совет гим­ назии неоднократно обсуждал на своих заседа­ ниях вопрос о мерах наказаний для учеников, «так как часто случается, что в классе ученик своим невниманием и шалостями мешает дру­ гим быть внимательными в классе». Решением педагогического совета было определено, что «для скорейшего восстановле­ ния порядка в классе, если увещевания препо­ давателя оказываются бесполезными», то он имеет право: 1. Ставить ученика в угол, «причем по ус­ мотрению преподавателя лицом к классу или лицом к стене». Нужно отметить, что при опре­ делении этой меры наказания педагогический совет имел в виду младшие классы. 2. Высылать провинившегося из класса в сопровождении дежурногоученика в «советскую» (т. е. комнату, где заседал педагогический совет), где по окончании урока разбиралась вина выс­ ланного и определялось его наказание. Постановлением педагогического совета наказания за провинности учеников подводились под две категории: за неповиновение и за дер­ зость. За неповиновение преподавателю уче­ ник подвергался заключению в карцер по воз­ можности отдельно от других, подвергшихся такому же наказанию. Педагогическим советом было определен минимум времени заключения в карцер — 2 часа. Проступок ученика по воз­ можности сообщался его родителям. Ученики старших классов подвергались выговору дирек­ тора в классе или в присутствии педагогическо­ го совета гимназии. В случае, если ученик дерзил преподавате­ лю, то созывался совет, и им определялось нака­ зание данному гимназисту. Исключению из гимназии по решению педагогического совета ученики могли быть подвергнуты за воровство, высказывания против Государя Императора и другие серьезные проступки. Причем педаго­ гический совет в своем решении указывал, ис­ ключается ученик с правом восстановления в другом-учебном-заведении либо без такового. Следует отметить, что согласно циркуляру Министерства народного просвещения, издан­ ному в июле 1867 г., «сведения о всех учащих­ ся, исключенных или удаленных из высших и средних учебных заведений за предосудитель­ ное поведение, независимо от сообщения о них местному гражданскому начальству с изложе­ нием причин удаления или исключения...долж­ ны быть в то же время предоставлены учебны­ ми заведениями в цензурные управления по своему ведомству...». То есть все сведения об учениках, совершивших предосудительные по­ ступки, за которые они увольнялись из гимна­ зии, направлялись в цензурное ведомство Ми­ нистерства народного просвещения, где эти ученики «брались на заметку» и составлялись соответствующие сводные ведомости. В гимназии существовал специальный жур­ нал, находящийся в учительской комнате, в кото­ рый ежедневно записывались ученики, отсут­ ствовавшие или опоздавшие на занятия. Записи эти производились в течение первых двух уро­ ков одним из помощников классных наставни­ ков. Ежедневно в каждом классе на третьем

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=