Музейный Вестник ТГПУ им Л.Н. Толстого

Музейный вестник ТГПУ им. Л. Н. Толстого 2005 ные заведения, выбранные ими для продолже­ ния обучения: Медико-хирургическая академия, Московский университет (различные факульте­ ты) , Историко-филологический институт, Алек­ сандровское военное училище, Институт инже­ неров путей сообщения и Санкт-Петербургский технологический институт. Следует отметить интересный факт. В 1873 г. министр народного просвещения по ходатай­ ству Конференции Императорского историко- филологического института просил попечите­ ля Московского учебного округа предложить директорам тех гимназий, где греческий язык преподавался в установленном объеме, содей­ ствовать приглашению лучших учеников к по­ ступлению в вышеуказанный институт. При­ чем тем из гимназистов, которые изъявят желание поступить в число студентов институ­ та, но встретят при этом материальные затруд­ нения, в том числе на проезд в Санкт-Петер­ бург, будут выдаваться пособия Министерства народного просвещения, специально переведен­ ные для этой цели в гимназию. От учащихся требовалось лишь пройти медицинский осмотр. Таким образом, Министерство просвещения способствовало поступлению гимназистов в уни­ верситеты, даже специально выделяя для этого денежные средства. Надо отметить, что мно­ гие учащиеся Тульской гимназии этим предло­ жением воспользовались. Возвращаясь к комиссии, следует сказать, что она рассматривала кроме прошений о допуще­ нии к экзаменам на аттестат зрелости классные журналы относительно числа пропущенных уро­ ков, ведомости об успехах, внимании и прилежа­ нии учеников. Затем выслушивались замечания и наблюдения преподавателей об исправности и тщательности выполнения учениками письмен­ ных работ, а также замечания относительно ин­ тереса к тому или иному предмету. На основании решения комиссии на каж­ дого ученика составлялись ведомости о допус­ ке к экзаменам на аттестат зрелости. В ведо­ мости указывались: фамилия, имя, отчество ученика, место рождения, вероисповедание, зва­ ние, в каком учебном заведении и сколько вре­ мени обучался, сведения о поведении и посеще­ нии уроков, прилежании в подготовке уроков и выполнении письменных работ, относительно внимания в классе и интереса к изучению пред­ метов, оценки по всем предметам, а также сред­ ний балл из обязательных предметов (без чис­ тописания). В конце ведомости содержалось определение педагогического совета и особые замечания, где указывалось, допустить или не допустить данного ученика к испытаниям и на какие предметы обратить внимание. В. В. Вересаев в своих «Воспоминаниях» пи­ сал о проведении выпускных экзаменов в Туль­ ской гимназии следующее: «Выпускные экза­ мены тянулись больше шести недель. Сначала шли письменные по всем предметам. Обстав­ лены экзамены были торжественно и строго. Они проходили в огромном актовом зале, для каждого экзаменующегося полагалась отдель­ ная парта, парты были расставлены так далеко друг от друга, что никакие сношения не были возможны. Торжественно входили директор, инспектор, учителя, делегат от округа, читалась молитва перед учением. Потом директор бла­ гоговейно вскрывал большой, запечатанный сургучными печатями конверт, присланный из округа, и громко диктовал нам темы для сочи­ нения, математические задачи или текст для пе­ ревода. Пока мы делали экзаменационную ра­ боту, дежурный учитель расхаживал по залу; если ученику нужно было "выйти", его сопро­ вождал надзиратель. После письменных работ пошли устные. Тоже было очень торжественно. На экзамене по закону Божию присутствовали архиерей, гу­ бернатор, городской голова и другие важные лица...». Педагогический совет гимназии рассмат­ ривал результаты окончательных испытаний учеников 7 (8) класса, окончивших курс гимна­ зии, и выносил постановление о том, что учени­ кам, «известным своими постоянными усердны­ ми занятиями в течение курсов и показавшим удовлетворительные знания предметов гимнази­ ческого преподавания на окончательном их ис­ пытании, предоставить право поступления в университет без экзаменов». Все желающие поступить после окончания гимназии в университеты должны были пода­ вать в Москву на имя министра народного про­ свещения (а в губернских городах —лично ди­ ректору гимназии) прошения «собственноручно ими писанные и подписанные». Прошения при­ нимались с 15 марта по 1 мая. К прошениям прилагались подлинные метрические свидетель­ ства о рождении и крещении, «надлежащим об­ разом засвидетельствованные», а также акты о состоянии, «как-то протоколы дворянских де­ путатских собраний, указы герольдии, аттестаты и послужные списки родителей или копии с них, а лица податных сословий сверх того —уволь­ нительные свидетельства от их общества с над­ лежащим засвидетельствованием»; аттестаты и свидетельства о воспитании и учении. По программе испытаний, утвержденной для желающих поступить в число студентов, должны были экзаменоваться только посторон­ ние. Седьмые же классы всех гимназий экза

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=