Музейный Вестник ТГПУ им Л.Н. Толстого

Памятник русской культуры и образования Таким образом, «майские репетиции» были необходимы не только для повторения пройден­ ного материала, проверки его усвоения учащи­ мися, но и для мобилизации гимназистов перед летними экзаменами. Подробно были разработаны правила пе­ ревода учеников Тульской гимназии из одного класса в другой. Каждый учитель перед лет­ ним роспуском аттестовал всех своих учени­ ков способными или неспособными перейти в следующий класс по его предмету. При этом он руководствовался «тою нормою, которую он сам признает за необходимую, хотя бы она и отличалась от нормального требования других учителей». Таким образом, ученик в летнее время го­ товился к экзаменам только по тем предметам, по которым его успехи признаны учителями неудовлетворительными, что давало возмож­ ность сосредоточить внимание на тех предме­ тах, в которых он слаб. Надо отметить, что раз­ ница в требованиях по различным предметам была весьма существенна. Ученик мог быть переведен в следующий класс как без экзаменов, так и после их сда­ чи, но по результатам экзаменов, получивших неудовлетворительную оценку гимназистов оставляли на второй год. Повторно обучались в одном и том же классе и те, кто по каким- либо причинам не был допущен к экзаме­ нам. Оставшиеся на второй год решением совета освобождались от занятий по некото­ рым предметам. Экзамены проводились следующим обра­ зом: решением педагогического совета назна­ чался председатель экзаменационной комиссии по каждому предмету, два ассистента и, конеч­ но, преподаватель-предметник. Председатель экзаменационной комиссии имел право пре­ кращать необязательные вопросы, в то время как каждый из ассистентов обязан был задать экзаменуемому ученику не менее двух вопро­ сов каждый. Любой экзамен предписывалось открывать в пять часов. Всем ученикам разом давались письменные вопросы, на которые они отвечали в течение всего экзамена. Между тем, «вызывая поочередно по одному ученику, экзаменатор предлагал ему подробные вопросы по вынутым билетам», затем оба ассистента, как уже было указано выше, задавали как минимум по два отрывочных вопроса. Председатель комиссии следил, чтобы экзамен не затягивался, чтобы на каждого ученика приходилось не более 20минут. После словесного экзамена читались письмен­ ные ответы, а затем экзаменатор предлагал свой балл. Остальные члены комиссии большинством голосов утверждали, уменьшали или увеличива­ ли на одну единицу предлагаемый балл. В 1837 г. в гимназиях была введена пяти­ балльная система оценок в качестве экспери­ мента. Окончательно она была утверждена в 1846 г. Согласно циркуляру Министерства народ­ ного просвещения от 21 мая 1862 г., «...оценка знаний экзаменующихся должна определяться выражениями: "весьма удовлетворительно", "удовлетворительно" и "неудовлетворительно" (посредственно)...». Интересно мнение педагогического совета гимназии по этому поводу, зафиксированное в протоколе заседаний за 1864 г.: «...Совет счита­ ет более сообразным с внутренней ценностью баллов такое их обозначение: 2 —слабо, 1—дур­ но. Слово "посредственно" имеет значение удов­ летворительности, между тем во всех гимназиях без исключения 2 показывает очень неудовлет­ ворительные успехи, а 1—совершенное незна­ ние...». В основе оценки, по мнению педагоги­ ческого совета, должно быть «постоянство и ровность ученического труда», в которых препо­ даватели видели залог прочных знаний. Заканчивать экзамен надлежало в 10часов, а до 11 часов экзаменационная комиссия, «окон­ чив рассуждение о баллах», оформляла протоко­ лы экзаменов. По итогам экзаменов педагогическим сове­ том назначались награды двух разрядов: I раз­ ряд — книга при похвальном листе за успехи, II разряд — одни похвальные листы. Особое внимание следует уделить выпус­ кному 7 (8) классу. Репетиции их экзаменов назначались с 1 апреля, тогда как у остальных классов на месяц позже, т. е. с 1мая. Програм­ мы преподавания предметов для 7 класса учи­ теля гимназии должны были доставить дирек­ тору уже к 30 марта, причем с обязательными ссылками на руководство и записками, по ко­ торым предмет пройден, чтобы ученики при подготовке к экзаменам могли также руковод­ ствоваться ими. Перед тем как допустить учеников к сда­ че экзаменов на аттестат зрелости, собиралась комиссия из директора, инспектора и всех пре­ подавателей в двадцатых числах мая для обсуж­ дения прошений. Прошения допустить к ис­ пытаниям на аттестат зрелости писались гимназистами на имя директора народных учи­ лищ Тульской губернии с указанием учебного заведения, в которое они собираются поступать, либо со ссылкой «желаю поступить на службу и пользоваться правами окончившего курс гим­ назии...». Например, в прошениях выпускников гимназии 1873 г. указывались следующие учеб

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=