Музейный Вестник ТГПУ им Л.Н. Толстого
Музейный вестник ТГПУ им. Л. Н. Толстого 2005 За особые отличные успехи педагогичес кий совет разрешал ученикам уходить на кани кулы после первого семестра со Страстной не дели, с тем, однако, чтобы в начале следующего семестра они дали отчет о тех занятиях, «кото рые им будут рекомендованы на тот случай со стороны совета». Что касается продолжительности урока, то в разное время она была различная. Так, в соот ветствии с Уставом 1828 г. урок длился 1,5 часа, по уставу 1864 г. — 1час 15мин., но уже в 1865 г. установлена продолжительность урока в 1ч., поз же, в 1871 г. длительность урока стала составлять 55 мин. Такой продолжительность урока остава лась до 1917 г. Посещение уроков было для учеников обя зательным. Учителям было предоставлено пра во требовать с тех учеников, которые не посеща ют классы в течение года, «самого обстоятельного знания курса, со всеми дополнениями, которые делал он в классе». К тем же, кто исправно посе щалуроки, «экзаменатор был снисходителен, при нимая во внимание их годовые труды». Учителями Тульской гимназии использовал ся индивидуальный подход в обучении. Особое внимание им предписывалось обращать на не успевающих учеников. Для поддержания сла бых учеников и улучшения их успеваемости пе дагоги назначали «отличных» учеников по их взаимному согласию «для толкования и спра шивания уроков». Учителя же должны были от мечать в своих журналах имена самых слабых для того, «чтобы иметь случай спрашивать их как можно чаще». Из старшеклассников выде лялись репетиторы для младших классов. Спра шивание должно было происходить в классе в то время, «когда учитель также занят спрашивани ем» или же на переменах. Репетиторы выстав ляли опрашиваемым баллы, которые учитель имел право по собственному усмотрению из менять или вовсе не записывать. Но следует отметить, что такое репетиторство практикова лось только в пяти младших классах. ВТульской гимназии учителя вели журнал, который назывался «Общая книга об успехах и поведении учеников». В нем на каждого учени ка класса был отведен отдельный лист, где были выставлены оценки по всем предметам по ме сяцам, а также отмечено число отсутствий на уроках и замечания о поведении ученика. С 1871 г. по распоряжению Министерства народного просвещения вводились так назы ваемые классные списки. По каждому пред мету за четверть список велся на отдельном листе, на одной странице которого записыва лись задаваемые уроки, а на второй — стави лись отметки. За каждую четверть списки по всем предметам соединялись в одну тетрадь и вкладывались в папку. Никаких других жур налов у преподавателя во время урока не дол жно было быть. По окончании четверти каждый препода ватель получал бланк четвертной ведомости по своему предмету для каждого класса от дельно с фамилиями учеников и выставлял в эту ведомость средние отметки за четверть «по успехам, вниманию и прилежанию», а также вписывал сведения о пройденном в течение отчетной четверти материале. Затем эти ве домости предоставлялись директору учебного заведения, который имел право проверять, на сколько справедливо оценены преподавателем знания ученика. Что касается системы контроля знаний уча щихся, то в тульской гимназии использовались различные формы контроля: текущий, промежу точный, итоговый. В конце учебного года назначались так называемые «майские репетиции», т. е. повто рение материала, пройденного за год — свое образная форма итогового контроля. Причем первые четыре класса «держали репетиции» каждый урок, 5 и 6 классы —по всему предмету за один раз. Для этого в 5 и 6 классах составлял ся специальный табель, где былоуказано, в какие дни, кто из учеников и по какому предмету дер жит репетицию. Табель этот отдавался в руки учителю, классному надзирателю или инспек тору гимназии. Ученикам 5—6 классов было разрешено не посещать те уроки, которые не назначены для их репетиций. Ученик, не явив шийся на свою репетицию, лишался права пе рехода в следующий класс без экзамена, пото му что получал единицу. Если же у него имелась какая-либо уважительная причина про пуска назначенной репетиции, то гимназист дол жен был заранее уведомить о ней инспектора и просить о новом сроке. Получив на репети ции «2» или «1» (в 5—6 классах), в первых же четырех классах — единицу, ученик автомати чески лишался права перейти в следующий класс без экзамена, точно так же, как и отка завшийся от ответа. К тому же важное значение при выставле нии репетиционного балла имели письменные упражнения, исправность всех учебных пособий, а также образцовая работа по чистописанию и рисованию. Ученики не имели права обращаться к учи телям с просьбой об освобождении от репети ций, об ускорении их, о допущении прямо к эк замену и т. п., так как все это разрешалось только педагогическим советом по ходатайству классного надзирателя.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=