Музейный Вестник ТГПУ им Л.Н. Толстого

Музейный вестник ТГПУ им. Л. Н. Толстого 2005 За особые отличные успехи педагогичес­ кий совет разрешал ученикам уходить на кани­ кулы после первого семестра со Страстной не­ дели, с тем, однако, чтобы в начале следующего семестра они дали отчет о тех занятиях, «кото­ рые им будут рекомендованы на тот случай со стороны совета». Что касается продолжительности урока, то в разное время она была различная. Так, в соот­ ветствии с Уставом 1828 г. урок длился 1,5 часа, по уставу 1864 г. — 1час 15мин., но уже в 1865 г. установлена продолжительность урока в 1ч., поз­ же, в 1871 г. длительность урока стала составлять 55 мин. Такой продолжительность урока остава­ лась до 1917 г. Посещение уроков было для учеников обя­ зательным. Учителям было предоставлено пра­ во требовать с тех учеников, которые не посеща­ ют классы в течение года, «самого обстоятельного знания курса, со всеми дополнениями, которые делал он в классе». К тем же, кто исправно посе­ щалуроки, «экзаменатор был снисходителен, при­ нимая во внимание их годовые труды». Учителями Тульской гимназии использовал­ ся индивидуальный подход в обучении. Особое внимание им предписывалось обращать на не­ успевающих учеников. Для поддержания сла­ бых учеников и улучшения их успеваемости пе­ дагоги назначали «отличных» учеников по их взаимному согласию «для толкования и спра­ шивания уроков». Учителя же должны были от­ мечать в своих журналах имена самых слабых для того, «чтобы иметь случай спрашивать их как можно чаще». Из старшеклассников выде­ лялись репетиторы для младших классов. Спра­ шивание должно было происходить в классе в то время, «когда учитель также занят спрашивани­ ем» или же на переменах. Репетиторы выстав­ ляли опрашиваемым баллы, которые учитель имел право по собственному усмотрению из­ менять или вовсе не записывать. Но следует отметить, что такое репетиторство практикова­ лось только в пяти младших классах. ВТульской гимназии учителя вели журнал, который назывался «Общая книга об успехах и поведении учеников». В нем на каждого учени­ ка класса был отведен отдельный лист, где были выставлены оценки по всем предметам по ме­ сяцам, а также отмечено число отсутствий на уроках и замечания о поведении ученика. С 1871 г. по распоряжению Министерства народного просвещения вводились так назы­ ваемые классные списки. По каждому пред­ мету за четверть список велся на отдельном листе, на одной странице которого записыва­ лись задаваемые уроки, а на второй — стави­ лись отметки. За каждую четверть списки по всем предметам соединялись в одну тетрадь и вкладывались в папку. Никаких других жур­ налов у преподавателя во время урока не дол­ жно было быть. По окончании четверти каждый препода­ ватель получал бланк четвертной ведомости по своему предмету для каждого класса от­ дельно с фамилиями учеников и выставлял в эту ведомость средние отметки за четверть «по успехам, вниманию и прилежанию», а также вписывал сведения о пройденном в течение отчетной четверти материале. Затем эти ве­ домости предоставлялись директору учебного заведения, который имел право проверять, на­ сколько справедливо оценены преподавателем знания ученика. Что касается системы контроля знаний уча­ щихся, то в тульской гимназии использовались различные формы контроля: текущий, промежу­ точный, итоговый. В конце учебного года назначались так называемые «майские репетиции», т. е. повто­ рение материала, пройденного за год — свое­ образная форма итогового контроля. Причем первые четыре класса «держали репетиции» каждый урок, 5 и 6 классы —по всему предмету за один раз. Для этого в 5 и 6 классах составлял­ ся специальный табель, где былоуказано, в какие дни, кто из учеников и по какому предмету дер­ жит репетицию. Табель этот отдавался в руки учителю, классному надзирателю или инспек­ тору гимназии. Ученикам 5—6 классов было разрешено не посещать те уроки, которые не назначены для их репетиций. Ученик, не явив­ шийся на свою репетицию, лишался права пе­ рехода в следующий класс без экзамена, пото­ му что получал единицу. Если же у него имелась какая-либо уважительная причина про­ пуска назначенной репетиции, то гимназист дол­ жен был заранее уведомить о ней инспектора и просить о новом сроке. Получив на репети­ ции «2» или «1» (в 5—6 классах), в первых же четырех классах — единицу, ученик автомати­ чески лишался права перейти в следующий класс без экзамена, точно так же, как и отка­ завшийся от ответа. К тому же важное значение при выставле­ нии репетиционного балла имели письменные упражнения, исправность всех учебных пособий, а также образцовая работа по чистописанию и рисованию. Ученики не имели права обращаться к учи­ телям с просьбой об освобождении от репети­ ций, об ускорении их, о допущении прямо к эк­ замену и т. п., так как все это разрешалось только педагогическим советом по ходатайству классного надзирателя.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=