Музейный Вестник ТГПУ им Л.Н. Толстого
Памятник русской культуры и образования Несмотря на то, что здание довольно об ширное, гимназическое начальство постоянно жаловалось на недостаток помещений для учеб ных занятий. Решение о пристройке каменно го флигеля было принято в 1881 г. В течение нескольких лет она была закончена, в ней и раз местились спортивный и актовый залы. А в 1893—1895 гг. перпендикулярно основному зда нию был пристроен учебный корпус. Это по мещение отвечало всем государственным нор мативам и стандартам в вопросе организации учебных заведений. Просторные классные ком наты с высокими окнами, стеклянные двери, че рез которые надзиратель или классный настав ник могли контролировать учащихся. Кстати, стеклянные двери сохранились в здании и по сей день. Прекрасный сад, разбитый перед особня ком еще при Лугининых, служил для прогулок гимназистов. На обширном дворе гимназии проводились занятия гимнастикой и уроки на свежем воздухе. Во второй половине XIX в. здание претер пело значительные изменения. Металлические лестницы художественного литья были установ лены именно в это время. В 1880 г. были заме нены паркетные полы. Согласно отчету Тульской мужской гимна зии за 1908—1909 учебный год самой острой потребностью гимназии являлось, как уже было сказано выше, расширение ее помещений и при способление их к новым, растущим задачам и нуждам школьной жизни. В мае 1908 г. на средства самой гимназии у города был куплен смежный участок земли (около 1430 кв. сажень), на котором находился каменный дом и два флигеля. В отчете хозяйственного комитета Мини стерству народного просвещения о состоянии Тульской мужской гимназии отмечалось: «Су ществующее здание Тульской гимназии, как видно из планов, по которым в 1893—1897 гг. производился последний его капитальный ре монт и расширение путем пристройки, при способлено для помещения в нем 12 классов — 8 нормальных, приготовительного и 3 парал лельных. В настоящее время Тульская гимна зия состоит из 8 нормальных классов, приго товительного класса и 8 параллельных (1—8 кл.) и, следовательно, имеет пятью классами боль ше сравнительно со сделанным в 1897 г. при способлением помещения гимназического здания...». После Октябрьской революции 1917 г. в здании также располагалось учебное заведе ние — советская школа 2 ступени. Удачное ар хитектурное решение планировки здания и при легающей территории было отмечено историка ми в 1925 г.: «Обратите внимание на то, —писали составители пособия для экскурсий «По Тульс кому краю», —как заботился строитель, состав лявший план усадьбы, о здоровье и удобстве тех, для кого он строил: дом удален от пыли и шума улицы и окружен большим, просторным двором, обнесенным очень красивой оградой с воротами. Теперь, когда в городе дорог каж дый клочок земли, редко так думают о здоро вье, но учащиеся 2школы и все бывшие обита тели дворца Лугининых счастливо пользуются громадным резервуаром воздуха не загромож денным постройками». В 1938 г. открывшийся в Туле педагогичес кий институт разместился в старинном особня ке на ул. Менделеевской, 7. К сожалению, здание бывшего особняка Лугининых с каждым годом теряло свое вели колепие и красоту. Курс обучения в гимназии по уставу 1804 г. продолжался 4 года, затем по уставу 1828 г. срок обучения был увеличен до 7 лет, в 1871 г. курс гимназии стал восьмилетним (первоначально 7 класс был двухгодичным, а с 1875 г. разделен на 7 и 8 класс). В целях же «правильной организации» предварительной под готовки с осени 1871 г. в большинстве гимназий, в том числе и в Тульской, был открыт приготови тельный класс. Информация о времени приема вступительных экзаменов помещалась в «Тульс ких губернских ведомостях». Учебный год в Тульской гимназии перво начально был разделен на два семестра, затем учились по четвертям. В начале XX в., в 1908 г., по предложению директора гимназии решено было ходатайствовать перед попечителем ок руга о разрешении делить учебный год не на четыре четверти, а на три трети по следующим соображениям: при четвертной системе вторую четверть приходилось заканчивать в середине декабря, и целая неделя до роспуска гимназис тов на каникулы практически пропадаладляучеб ных занятий, так как ученики переставали се рьезно учиться после выставления четвертных баллов. Кроме того, «при многочисленном со ставе классов для преподавателей, особенно по предметам с малым количеством недельных уро ков, оказывалось часто невозможным спросить в течение четверти всех учеников даже по одно му разу». Наконец, при системе разделения учебного года на три трети удобнее выводить годовой балл по предмету из нечетного числа оценок. Это ходатайство педагогического со вета было удовлетворено начальством Москов ского учебного округа, и учебный год в Тульс кой гимназии в последние годы ее существования делился на три трети.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=