Музейный Вестник ТГПУ им Л.Н. Толстого

Памятник русской культуры и образования Несмотря на то, что здание довольно об­ ширное, гимназическое начальство постоянно жаловалось на недостаток помещений для учеб­ ных занятий. Решение о пристройке каменно­ го флигеля было принято в 1881 г. В течение нескольких лет она была закончена, в ней и раз­ местились спортивный и актовый залы. А в 1893—1895 гг. перпендикулярно основному зда­ нию был пристроен учебный корпус. Это по­ мещение отвечало всем государственным нор­ мативам и стандартам в вопросе организации учебных заведений. Просторные классные ком­ наты с высокими окнами, стеклянные двери, че­ рез которые надзиратель или классный настав­ ник могли контролировать учащихся. Кстати, стеклянные двери сохранились в здании и по сей день. Прекрасный сад, разбитый перед особня­ ком еще при Лугининых, служил для прогулок гимназистов. На обширном дворе гимназии проводились занятия гимнастикой и уроки на свежем воздухе. Во второй половине XIX в. здание претер­ пело значительные изменения. Металлические лестницы художественного литья были установ­ лены именно в это время. В 1880 г. были заме­ нены паркетные полы. Согласно отчету Тульской мужской гимна­ зии за 1908—1909 учебный год самой острой потребностью гимназии являлось, как уже было сказано выше, расширение ее помещений и при­ способление их к новым, растущим задачам и нуждам школьной жизни. В мае 1908 г. на средства самой гимназии у города был куплен смежный участок земли (около 1430 кв. сажень), на котором находился каменный дом и два флигеля. В отчете хозяйственного комитета Мини­ стерству народного просвещения о состоянии Тульской мужской гимназии отмечалось: «Су­ ществующее здание Тульской гимназии, как видно из планов, по которым в 1893—1897 гг. производился последний его капитальный ре­ монт и расширение путем пристройки, при­ способлено для помещения в нем 12 классов — 8 нормальных, приготовительного и 3 парал­ лельных. В настоящее время Тульская гимна­ зия состоит из 8 нормальных классов, приго­ товительного класса и 8 параллельных (1—8 кл.) и, следовательно, имеет пятью классами боль­ ше сравнительно со сделанным в 1897 г. при­ способлением помещения гимназического здания...». После Октябрьской революции 1917 г. в здании также располагалось учебное заведе­ ние — советская школа 2 ступени. Удачное ар­ хитектурное решение планировки здания и при­ легающей территории было отмечено историка­ ми в 1925 г.: «Обратите внимание на то, —писали составители пособия для экскурсий «По Тульс­ кому краю», —как заботился строитель, состав­ лявший план усадьбы, о здоровье и удобстве тех, для кого он строил: дом удален от пыли и шума улицы и окружен большим, просторным двором, обнесенным очень красивой оградой с воротами. Теперь, когда в городе дорог каж­ дый клочок земли, редко так думают о здоро­ вье, но учащиеся 2школы и все бывшие обита­ тели дворца Лугининых счастливо пользуются громадным резервуаром воздуха не загромож­ денным постройками». В 1938 г. открывшийся в Туле педагогичес­ кий институт разместился в старинном особня­ ке на ул. Менделеевской, 7. К сожалению, здание бывшего особняка Лугининых с каждым годом теряло свое вели­ колепие и красоту. Курс обучения в гимназии по уставу 1804 г. продолжался 4 года, затем по уставу 1828 г. срок обучения был увеличен до 7 лет, в 1871 г. курс гимназии стал восьмилетним (первоначально 7 класс был двухгодичным, а с 1875 г. разделен на 7 и 8 класс). В целях же «правильной организации» предварительной под­ готовки с осени 1871 г. в большинстве гимназий, в том числе и в Тульской, был открыт приготови­ тельный класс. Информация о времени приема вступительных экзаменов помещалась в «Тульс­ ких губернских ведомостях». Учебный год в Тульской гимназии перво­ начально был разделен на два семестра, затем учились по четвертям. В начале XX в., в 1908 г., по предложению директора гимназии решено было ходатайствовать перед попечителем ок­ руга о разрешении делить учебный год не на четыре четверти, а на три трети по следующим соображениям: при четвертной системе вторую четверть приходилось заканчивать в середине декабря, и целая неделя до роспуска гимназис­ тов на каникулы практически пропадаладляучеб­ ных занятий, так как ученики переставали се­ рьезно учиться после выставления четвертных баллов. Кроме того, «при многочисленном со­ ставе классов для преподавателей, особенно по предметам с малым количеством недельных уро­ ков, оказывалось часто невозможным спросить в течение четверти всех учеников даже по одно­ му разу». Наконец, при системе разделения учебного года на три трети удобнее выводить годовой балл по предмету из нечетного числа оценок. Это ходатайство педагогического со­ вета было удовлетворено начальством Москов­ ского учебного округа, и учебный год в Тульс­ кой гимназии в последние годы ее существования делился на три трети.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=