Музейный Вестник ТГПУ им Л.Н. Толстого

АМЯТНИК РУССКОЙ культуры И ОБРАЗОВАНИЯ С. М. Маркова ТУЛЬСКАЯ МУЖСКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ГИМНАЗИЯ (1804-1918 ГГ.): ИСТОРИЯ ЗДАНИЯ, ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА, ВЫДАЮЩИЕСЯ ПЕДАГОГИ И ВЫПУСКНИКИ (Публикуемая статья является фрагментом студенческой конкурсной работы, удостоенной медали Министерства образования и науки РФв2005 году) В 2004 г. исполнилось 200 лет со дня от­ крытия Тульской мужской гимназии —образо­ вательного учреждения, заложившего основу педагогических традиций классического обра­ зования, ныне переживающего в России и в Туле второе рождение. Юбилей актуализировал об­ ращение к опыту становления и развития гим­ назии, здание которой сегодня является учебным корпусом № 1 Тульского государственного пе­ дагогического университета им. Л. Н. Толстого. Тульская мужская классическая гимназия с 1862 г. и до конца своего существования рас­ полагалась в старинном здании особняка Луги- ниных (ныне улица Менделеевская, 7). Первое упоминание об этом доме мы встре­ чаем в Атласе Тульского наместничества конца XVIII века. Постройка его относится к 1760 г. Висторической справке о Тульской гимназии, составленной в 1872 г., говорится, что это пост­ ройка знаменитого Растрелли. К сожалению, исторический анализ не позволяет сделать та­ кой убедительный вывод. Конечно, здесь при­ сутствует дух великого зодчего, потому что все, созданное в эпоху Елизаветы Петровны, напол­ нено им. Трехэтажное, разделенное поэтажными пи­ лястрами на отдельные поля здание. Плоскостное решение фасада: многопрофильные тяги, раскре- пованные над пилястрами, делят фасад на три этажа. Весь декоративный акцент сосредоточен на чрезвычайно богатых, в каждом этаже по-раз­ ному решенных оконных наличниках. Но невероятно, чтобы Растрелли был вТуле и строил лично хотя бы и для Демидовых или Лугининых — крупнейших богачей и культур­ ных людей, из семей которых многие отлича­ лись любовью к наукам и искусству и покрови­ тельствовали ученым и художникам. Автором дома не может быть и один из учеников Рас­ трелли: дом построен в период, когда у него не было еще фанатичных последователей, подра­ жавших часто до иллюзии. Возможно, проект действительно принадлежит Растрелли, а стро­ ил просто образованный строитель, сумевший понять и передать весь замысел великого зод­ чего елизаветинской поры. Дом был построен по заказу Максима Лу- гинина, который имел троих сыновей: Ивана, Николая и Иллариона, они и распоряжались до­ мом в порядке наследования. Существует ле­ генда, что в усадьбе останавливался в один из своих проездов через Тулу великолепный князь Таврический Г. А. Потемкин. Фельдмаршал не остановился ночевать во дворце, «существовав­ 87

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=