Вестник ТГПУ им Л.Н. Толстого №5 2008

ПУБЛИКАЦИЯ МОЛОДОГО УЧЕНОГО № 5 , 2008 О. Н. Филина ОНЕКОТОРЫХ ПРИНЦИПАХ ТЕКСТООБРАЗОВАНИЯ ВСОВРЕМЕННОМАНГЛОЯЗЫЧНОМ ПОСТМОДЕРНИСТСКОМ РОМАНЕ Посвящается изучению принципов текстообразования литературного постмо­ дернистского произведения. В статье выявляются и анализируются некоторые тек­ стовые стратегии, характерные для данной художественной концепции. Теоретический анализ подкрепляется практическим разбором романа М. Эмиса «Ночной поезд». Постмодернизм - одно из самых сложных, многогранных и наиболее дис­ куссионных явлений второй половины XX столетия. Мнения о данной творческой концепции прошлого века часто диамет­ рально противоположны. Так, признанный мэтр постмодернизма, известный итальян­ ский ученый и писатель Умберто Эко утверждает: «постмодернизм - не фикси­ рованное хронологическое явление, а не­ кое духовное состояние...» [7, 428]. Т. Адорно характеризует постмодернизм как культуру, снижающую дееспособность человека; И. Берлин - как искривленное древо человечества; Дж. Барт - как худо­ жественную практику, сосущую соки из культуры прошлого, литературу истоще­ ния. Одни литературные критики видят в феномене постмодернизма явления пес­ симизма, обреченности, разочарованности, спада. Мир постмодернистского искусства представляется им «миром симуляторов, ложных видимостей» [6, 102]. Другие же, напротив, утверждают продуктивность по­ стмодернизма, а плюралистинность нового сознания, по их мнению, дает возможность поиска многих вариантов решения проблем. Выявление противоположных тенден­ ций постмодернизма отнюдь не отрицает эклектичности данного феномена. Постмо­ дернизм - явление, хронологически поя­ вившееся после модернизма, и лучшие произведения этого художественного направления представляют собой синтез, как писал Р. Барт: «Я уверен, что настоя­ щий писатель-постмодернист не копирует и не отбрасывает своих отцов из двадца­ того века и своих дедов из девятнадцато­ го» [2, 186]. Постмодернистские произведения об­ ладают определенным набором отличи­ тельных признаков. На уровне сюжета могут быть выделены: столкновение лич­ ности с окружающим миром, разобщен­ ность, разъединенность. К значимым чертам на уровне формы можно отнести: преобразование бурлеска, гротеска, фанта­ стики и иных литературных форм ижанров в антиформы, порой несущие в себе заряд насилия, безумия и апокалиптичности и превращающие космос в хаос. Характерным постмодернистским произведением, проявляющим указанные закономерности, является роман Мартина Эмиса «Ночной поезд» («Night Train», 1997). С первых страниц читатель обман­ чиво-легко погружается в детектив, расследуемый женщиной-полицейским с мужским именем - Майк Хуллигэн. Героиня существенно отличается от при­ вычных «леди-коп» и внешностью, и воз­ растом «за сорок», и проблемами со здоровьем, личной жизнью и репутацией. Не случайно автор наделяет ее «говорящим именем» Хуллигэн от англ. hooligan - «а noisy violent person who causes trouble» (Longman Dictionary of Contemporary Eng­ lish). Распутываемое Майк дело также в высшей степени странно: самоубийство молодой женщины Дженнифер Рокуэлл, которая, в отличие от Майк, вроде бы имела все основания быть счастливой и довольной жизнью: она обладала блиста­ тельным умом, невероятной красотой, го­ ловокружительной карьерой. На глазах читателя детективная история перерастает в тонкую психологическую драму, разо­ браться в которой, оперируя привычными

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=