Вестник ТГПУ им Л.Н. Толстого №5 2008
ПУБЛИКАЦИЯ МОЛОДОГО УЧЕНОГО № 5 , 2008 О. Н. Филина ОНЕКОТОРЫХ ПРИНЦИПАХ ТЕКСТООБРАЗОВАНИЯ ВСОВРЕМЕННОМАНГЛОЯЗЫЧНОМ ПОСТМОДЕРНИСТСКОМ РОМАНЕ Посвящается изучению принципов текстообразования литературного постмо дернистского произведения. В статье выявляются и анализируются некоторые тек стовые стратегии, характерные для данной художественной концепции. Теоретический анализ подкрепляется практическим разбором романа М. Эмиса «Ночной поезд». Постмодернизм - одно из самых сложных, многогранных и наиболее дис куссионных явлений второй половины XX столетия. Мнения о данной творческой концепции прошлого века часто диамет рально противоположны. Так, признанный мэтр постмодернизма, известный итальян ский ученый и писатель Умберто Эко утверждает: «постмодернизм - не фикси рованное хронологическое явление, а не кое духовное состояние...» [7, 428]. Т. Адорно характеризует постмодернизм как культуру, снижающую дееспособность человека; И. Берлин - как искривленное древо человечества; Дж. Барт - как худо жественную практику, сосущую соки из культуры прошлого, литературу истоще ния. Одни литературные критики видят в феномене постмодернизма явления пес симизма, обреченности, разочарованности, спада. Мир постмодернистского искусства представляется им «миром симуляторов, ложных видимостей» [6, 102]. Другие же, напротив, утверждают продуктивность по стмодернизма, а плюралистинность нового сознания, по их мнению, дает возможность поиска многих вариантов решения проблем. Выявление противоположных тенден ций постмодернизма отнюдь не отрицает эклектичности данного феномена. Постмо дернизм - явление, хронологически поя вившееся после модернизма, и лучшие произведения этого художественного направления представляют собой синтез, как писал Р. Барт: «Я уверен, что настоя щий писатель-постмодернист не копирует и не отбрасывает своих отцов из двадца того века и своих дедов из девятнадцато го» [2, 186]. Постмодернистские произведения об ладают определенным набором отличи тельных признаков. На уровне сюжета могут быть выделены: столкновение лич ности с окружающим миром, разобщен ность, разъединенность. К значимым чертам на уровне формы можно отнести: преобразование бурлеска, гротеска, фанта стики и иных литературных форм ижанров в антиформы, порой несущие в себе заряд насилия, безумия и апокалиптичности и превращающие космос в хаос. Характерным постмодернистским произведением, проявляющим указанные закономерности, является роман Мартина Эмиса «Ночной поезд» («Night Train», 1997). С первых страниц читатель обман чиво-легко погружается в детектив, расследуемый женщиной-полицейским с мужским именем - Майк Хуллигэн. Героиня существенно отличается от при вычных «леди-коп» и внешностью, и воз растом «за сорок», и проблемами со здоровьем, личной жизнью и репутацией. Не случайно автор наделяет ее «говорящим именем» Хуллигэн от англ. hooligan - «а noisy violent person who causes trouble» (Longman Dictionary of Contemporary Eng lish). Распутываемое Майк дело также в высшей степени странно: самоубийство молодой женщины Дженнифер Рокуэлл, которая, в отличие от Майк, вроде бы имела все основания быть счастливой и довольной жизнью: она обладала блиста тельным умом, невероятной красотой, го ловокружительной карьерой. На глазах читателя детективная история перерастает в тонкую психологическую драму, разо браться в которой, оперируя привычными
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=