Вестник ТГПУ им Л.Н. Толстого №5 2008
ПУБЛИКАЦИЯ МОЛОДОГО УЧЕНОГО № 5 , 2008 Наиболее оптимальной в отечественных условиях авторы считают идею либерально- консервативного синтеза, использования потенциала как «осмысленных западни ков», так и российских «почвенников». В условиях перехода к информационному обществу подчеркивается приоритет идеи «национальной идентичности». Возможность духовного обновления российского общества связывается с инте гративной идеологией модернизации - синтетической, прагматической, конструк тивной, сочетающей достижения россий ской и мировой культуры, способной примирить умеренные фланги разных идейных течений: либерального, социали стического, национал-патриотического. Возможность реализации вышеуказан ной идейно-политической концепции в России связана с наличием определенных культурных предпосылок. Фрагментарный характер отечественной политической культуры проявляется в противоречивом сосуществовании ее различных сегментов. С одной стороны, имеет место процесс распространения либерально-демокра тических ценностей, обеспечиваемый ря дом факторов (утверждение института выборов, идейно-политический плюра лизм, формирование рыночных отношений и др.). С другой стороны, во многом мифо логизированное, конфликтное, антитетич ное, наполненное архетипами массовое сознание неуклонно воспроизводит утвер дившиеся в нем представления. Смешение сакрального и секулярного, властвующего и оппозиционного, политического и обще культурного свидетельствует о значи тельной консервативной составляющей в природе российского политического соз нания [2, 127-139]. Образуемый в рамках интегративной идеологии симбиоз принципов и ценностей предполагает отказ от любых крайностей, будь то механическое копирование образ цов западного опыта или, наоборот, прак тика самоизоляции, противопоставления собственной уникальности окружающему миру. Отмечается необходимость соеди нения традиций, заключающих в себе «жизнетворное, самобытное начало», и «достижений новейшей науки, техники, промышленности, военного дела» [3, 162]. Принципы конструктивного реформирова- ния рассматриваются во взаимосвязи с «культурно-историческим своеобразием России, объединением... Востока и Запа да, традиций и прогресса» [4, 7]. Именно органичный синтез национально-куль турной специфики России, а также миро вых тенденций к демократизации обществ и расширению всестороннего сотрудничества между ними составляет основное содержание процесса модерни зации с позиции современного интегра тивной идеологии. Важнейшей целью представляется поддержание исторической и культурной преемственности, стабильных основ поли тической культуры, глубинные истоки ко торых тесно связаны с православным ядром культуры и крайне сложно транс формируются [5, 89]. Прежде всего речь идет о традицияхсильного государства, персонификации власти, патернализма, ценностях коммунитаризма и социальной справедливости. Однако эффективное воспроизводство традиционных основ социальной жизни предполагает их ис торическую адаптацию и гармоничное включение в современный контекст. Не обходимость решения данной задачи дик тует целесообразность учета мирового опыта либерально-консервативного синте за и его реализации в России. Итак, подобно странам неоконсерва тивной волны 1970-1980-х годов, в совре менной России наиболее оптимальным представляется формирование модифици рованной интегративной идеологии на основе конвергенции идей и принципов традиционного либерализма (права и свободы личности, разделение властей, правовое государство, реформаторство) и консерватизма (государство, сильная власть, нация, религия, социальный порядок, моральная ответственность, нрав ственность, преемственность). Бесспорно, что сегодня обновление через реформу, адаптацию традиционных ценностей к со временным условиям, максимальный учет специфики российского общества в кон тексте его национального и общецивили зационного развития способен открыть реальную перспективу решения многих фундаментальных вопросов.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=