Вестник ТГПУ им Л.Н. Толстого №5 2008

ПУБЛИКАЦИЯ МОЛОДОГО УЧЕНОГО № 5 , 2008 Наиболее оптимальной в отечественных условиях авторы считают идею либерально- консервативного синтеза, использования потенциала как «осмысленных западни­ ков», так и российских «почвенников». В условиях перехода к информационному обществу подчеркивается приоритет идеи «национальной идентичности». Возможность духовного обновления российского общества связывается с инте­ гративной идеологией модернизации - синтетической, прагматической, конструк­ тивной, сочетающей достижения россий­ ской и мировой культуры, способной примирить умеренные фланги разных идейных течений: либерального, социали­ стического, национал-патриотического. Возможность реализации вышеуказан­ ной идейно-политической концепции в России связана с наличием определенных культурных предпосылок. Фрагментарный характер отечественной политической культуры проявляется в противоречивом сосуществовании ее различных сегментов. С одной стороны, имеет место процесс распространения либерально-демокра­ тических ценностей, обеспечиваемый ря­ дом факторов (утверждение института выборов, идейно-политический плюра­ лизм, формирование рыночных отношений и др.). С другой стороны, во многом мифо­ логизированное, конфликтное, антитетич­ ное, наполненное архетипами массовое сознание неуклонно воспроизводит утвер­ дившиеся в нем представления. Смешение сакрального и секулярного, властвующего и оппозиционного, политического и обще­ культурного свидетельствует о значи­ тельной консервативной составляющей в природе российского политического соз­ нания [2, 127-139]. Образуемый в рамках интегративной идеологии симбиоз принципов и ценностей предполагает отказ от любых крайностей, будь то механическое копирование образ­ цов западного опыта или, наоборот, прак­ тика самоизоляции, противопоставления собственной уникальности окружающему миру. Отмечается необходимость соеди­ нения традиций, заключающих в себе «жизнетворное, самобытное начало», и «достижений новейшей науки, техники, промышленности, военного дела» [3, 162]. Принципы конструктивного реформирова- ния рассматриваются во взаимосвязи с «культурно-историческим своеобразием России, объединением... Востока и Запа­ да, традиций и прогресса» [4, 7]. Именно органичный синтез национально-куль­ турной специфики России, а также миро­ вых тенденций к демократизации обществ и расширению всестороннего сотрудничества между ними составляет основное содержание процесса модерни­ зации с позиции современного интегра­ тивной идеологии. Важнейшей целью представляется поддержание исторической и культурной преемственности, стабильных основ поли­ тической культуры, глубинные истоки ко­ торых тесно связаны с православным ядром культуры и крайне сложно транс­ формируются [5, 89]. Прежде всего речь идет о традицияхсильного государства, персонификации власти, патернализма, ценностях коммунитаризма и социальной справедливости. Однако эффективное воспроизводство традиционных основ социальной жизни предполагает их ис­ торическую адаптацию и гармоничное включение в современный контекст. Не­ обходимость решения данной задачи дик­ тует целесообразность учета мирового опыта либерально-консервативного синте­ за и его реализации в России. Итак, подобно странам неоконсерва­ тивной волны 1970-1980-х годов, в совре­ менной России наиболее оптимальным представляется формирование модифици­ рованной интегративной идеологии на основе конвергенции идей и принципов традиционного либерализма (права и свободы личности, разделение властей, правовое государство, реформаторство) и консерватизма (государство, сильная власть, нация, религия, социальный порядок, моральная ответственность, нрав­ ственность, преемственность). Бесспорно, что сегодня обновление через реформу, адаптацию традиционных ценностей к со­ временным условиям, максимальный учет специфики российского общества в кон­ тексте его национального и общецивили­ зационного развития способен открыть реальную перспективу решения многих фундаментальных вопросов.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=