Вестник ТГПУ им Л.Н. Толстого №5 2008

№ 5, 2008 ВЕСТНИК ТГПУ им. Л. Н. Толстого Е. Г, тронина ИНТЕГРАТИВНАЯ ИДЕОЛОГИЯ: ТРАДИЦИОННЫЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОЙЖИЗНИ ВСОВРЕМЕННОМ КОНТЕКСТЕ В статье представлена характеристика активизирующей серьезное внимание отечественных ученых концепции интегративной идеологии. Осуществляемый в ее русле синтез национальных традиций России и новационных, общецивилизацион­ ных идей политического и социокультурного развития заключает в себе немалый потенциал для решения задач российской модернизации. Сегодня Россия стоит перед выбором дальнейшего пути модернизации. При этом особую важность приобретает идеологиче­ ское обеспечение процесса преобразова­ ний, поиск его эффективной стратегии. Генерируя систему политических образов- символов, идеология задает ориентиры- путеводители в бурном океане политики. Становится возможным поиск обществом своего места на временной плоскости: прошлое - настоящее - будущее. Оформляется поле для реализации футурологических запро­ сов: создания планов, прогнозов, стратегий. Являясь доминирующей формой поли­ тического сознания, идеология представ­ ляет собой смыслообразующую, а следова­ тельно, смыслообъясняющую идейную систему, некую нормативно-символическую матрицу [1, 6]. Идеология редуцирует кар­ тину политической жизни, открывает воз­ можности социальной рефлексии. Так мир иллюзий и эмоций, страстей и инстинктов трансформируется в систему целей, идей, убеждений. Как важнейший канал общест­ венной коммуникации идеология стирает границы индивидуальной и групповой обособленности, образует ту духовную спайку, которая превращает общество в организм. Аккумулируя различные соци­ альные интересы, она формирует плат­ форму для эффективной политической деятельности, связывает «элитарные и не­ элитарные круги в политическое сообще­ ство». Таким образом, идеологизация политики сопутствовала становлению со­ временного состояния публичной сферы власти индустриального общества. Мощ­ ный заряд идей способен направить соци­ альную энергию в созидательное русло, снижая опасность эскалации конфликтов и нейтрализуя источники социальной на­ пряженности. Сама природа идеологии проявляется в некоторой дистанцированное™ от повсе­ дневности. Идеология всегда работает на «опережение». Так идеалы проводятся вжизнь и становятся уже частью реально­ сти. Крепкая идеологическая конструкция способна превратить общество в историче­ ски дееспособную силу. В современной России обострена про­ блема поиска идейной платформы модер­ низации. Функционирование целостной гуманистической идейно-политической концепции рассматривается учеными, политиками как один из важнейших инст­ рументов консолидации общества. В оте­ чественной политической науке активно заявляет о себе концепция интегративной идеологии как наиболее оптимальной вусловиях России (А. М. Ковалев,Ю. Г. Вол­ ков, Б. И. Кретов, Т. А. Алексеева, Б. Г. Ка­ пустин, И. К. Пантин, Е. Н. Мощелков, А. И. Соловьев, В. Т. Пуляев, Н. В. Шеля- пин и др.). Из четырех основных моделей форми­ рования политической идеологии - кон­ денсации, дивергенции, ревитализации и интеграции - предпочтение отдается последней. Для нее характерна гармония, конвергенция различных идейно-поли­ тических течений (неоконсерватизм, неолиберализм и др.). Историческая эво­ люция гуманистических идеологий прохо­ дила в русле преодоления пропасти, конфронтации между ними, движения к компромиссу, толерантности, а в конеч­ ном счете, политическому дискурсу.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=