Вестник ТГПУ им Л.Н. Толстого №5 2008
№ 5, 2008 ВЕСТНИК ТГПУ им. Л. Н. Толстого Е. Г, тронина ИНТЕГРАТИВНАЯ ИДЕОЛОГИЯ: ТРАДИЦИОННЫЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОЙЖИЗНИ ВСОВРЕМЕННОМ КОНТЕКСТЕ В статье представлена характеристика активизирующей серьезное внимание отечественных ученых концепции интегративной идеологии. Осуществляемый в ее русле синтез национальных традиций России и новационных, общецивилизацион ных идей политического и социокультурного развития заключает в себе немалый потенциал для решения задач российской модернизации. Сегодня Россия стоит перед выбором дальнейшего пути модернизации. При этом особую важность приобретает идеологиче ское обеспечение процесса преобразова ний, поиск его эффективной стратегии. Генерируя систему политических образов- символов, идеология задает ориентиры- путеводители в бурном океане политики. Становится возможным поиск обществом своего места на временной плоскости: прошлое - настоящее - будущее. Оформляется поле для реализации футурологических запро сов: создания планов, прогнозов, стратегий. Являясь доминирующей формой поли тического сознания, идеология представ ляет собой смыслообразующую, а следова тельно, смыслообъясняющую идейную систему, некую нормативно-символическую матрицу [1, 6]. Идеология редуцирует кар тину политической жизни, открывает воз можности социальной рефлексии. Так мир иллюзий и эмоций, страстей и инстинктов трансформируется в систему целей, идей, убеждений. Как важнейший канал общест венной коммуникации идеология стирает границы индивидуальной и групповой обособленности, образует ту духовную спайку, которая превращает общество в организм. Аккумулируя различные соци альные интересы, она формирует плат форму для эффективной политической деятельности, связывает «элитарные и не элитарные круги в политическое сообще ство». Таким образом, идеологизация политики сопутствовала становлению со временного состояния публичной сферы власти индустриального общества. Мощ ный заряд идей способен направить соци альную энергию в созидательное русло, снижая опасность эскалации конфликтов и нейтрализуя источники социальной на пряженности. Сама природа идеологии проявляется в некоторой дистанцированное™ от повсе дневности. Идеология всегда работает на «опережение». Так идеалы проводятся вжизнь и становятся уже частью реально сти. Крепкая идеологическая конструкция способна превратить общество в историче ски дееспособную силу. В современной России обострена про блема поиска идейной платформы модер низации. Функционирование целостной гуманистической идейно-политической концепции рассматривается учеными, политиками как один из важнейших инст рументов консолидации общества. В оте чественной политической науке активно заявляет о себе концепция интегративной идеологии как наиболее оптимальной вусловиях России (А. М. Ковалев,Ю. Г. Вол ков, Б. И. Кретов, Т. А. Алексеева, Б. Г. Ка пустин, И. К. Пантин, Е. Н. Мощелков, А. И. Соловьев, В. Т. Пуляев, Н. В. Шеля- пин и др.). Из четырех основных моделей форми рования политической идеологии - кон денсации, дивергенции, ревитализации и интеграции - предпочтение отдается последней. Для нее характерна гармония, конвергенция различных идейно-поли тических течений (неоконсерватизм, неолиберализм и др.). Историческая эво люция гуманистических идеологий прохо дила в русле преодоления пропасти, конфронтации между ними, движения к компромиссу, толерантности, а в конеч ном счете, политическому дискурсу.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=